Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
Страница 2

Выявлено, что существуют стереотипы в среде чиновников (недостаточно высокая заработная плата) и стереотипы, распространенные в обществе (высокая зарплата чиновников и возможность использования служебных полномочий в личных целях), что свидетельствует об их противоречивости. Чиновники считают, что их денежное содержание не соответствует реальному трудовому вкладу, т.е. налицо статусная рассогласованность между инвестициями и вознаграждениями [51].

Интересен тот факт, что еще в прошлом веке люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. Для того чтобы опровергнуть общепринятое мнение, А. Смиту пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.

А. Смит выделяет пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1) приятность или неприятность самих занятий;

2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3) постоянство или непостоянство занятий;

4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5) вероятность или невероятность успеха в них».

Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение [48].

Мотивация денежного поведения государственных служащих определяется следующими факторами: преобладанием либо ресурсосберегающих потребностей и мотивов, либо ориентацией на максимальный результат, на приращение ресурсов; направленностью на «позитив» (уменьшение долгов и вложение средств в будущие доходы) или «негатив» (дополнительное вовлечение средств в текущее потребление).

В отличие от государственных служащих, представители коммерческих структур должны иметь высокий уровень образования, высокую квалификацию. Все это связано с требованиями, которые диктует структура коммерческих организаций.

Основным критерием, который является принципиальным для определения статуса коммерческий компании, выступает одновременное сочетание права собственности и факта управления предприятием. И изнутри самого бизнеса такое различение достаточно очевидно. Оно выделяет собственников, владельцев и хозяев бизнеса, тех, кто ежедневно рискует своим состоянием, своей судьбой и судьбами других людей среди наемных работников любого ранга: от управляющих, финансовых и коммерческих директоров, высококвалифицированных специалистов до рядовых исполнителей, секретарей, водителей, клерков. Наемные работники, даже специалисты высокого класса - в случае неудачи предприятия рискуют своим заработком, своим рабочим местом [13].

Организационная структура коммерческих фирм часто недостаточно отлажена, излишне централизованна, нередко руководящие должности занимают молодые люди (25—30 лет), в то время как их подчиненными являются зрелые специалисты (40—60 лет). Современные менеджеры разных звеньев обладают, как правило, интенсивным, но небольшим и недостаточно осознанным профессиональным опытом. У них чаще всего отсутствует специальное образование в области менеджмента, нет систематических знаний в сфере финансов и юриспруденции.

Сами коммерческие организации представляются как произвольные соглашения людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом определенные функции для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом. В идеале предполагается наличие у всех членов организации общих целей, совпадающих с целями всей организации в целом. Критерием, отличающим коммерческую организацию от всех других видов социальных объединений, является определенная структура социальных отношений членов организации и сложившаяся система представлений, целей и мотивировок. Всякая формальная организация имеет специальный аппарат, основной функцией которого является координирование действий членов организации в целях ее сохранения. Члены такой организации рассматриваются функционально: не как отдельные личности, а как носители определенных социальных ролей или функций.

Наряду с бюрократическими принципами организационной иерархии в коммерческих организациях, в отличие от государственных существуют и неформальные отношения, которые в условиях жесткой системы администрирования несколько повышают эффективность организации, выполняют также позитивные функции, как сглаживание конфликтов между "подчиненными" и "начальниками", сохранение чувства индивидуальной целостности, самоуважения и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Тактики вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика: * Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали. * Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать. * Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, де ...

Особенности детского психоанализа (А. Фрейд, М. Кляйн)
Детские психоаналитики стали первыми понимать и описывать внутренние движения души ребенка, особенности диадных отношений матери и ребенка, формирования его самооценки как носителя различных ролей, в том числе половой. В качестве движущих сил развития психики и организма они признавали не только и не столько биологические факторы, сколько объектные отношения ребенка со значимыми взрослыми. Изуче ...

Понятие общих и специальных способностей
Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности. Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть ...