Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
Страница 1

В связи со спецификой организационной деятельности коммерческих и государственных структур выделяются различия в отношении к деньгам у представителей этих групп. Так, для государственных служащих определяющим является именно высокая заработная плата (чем выше занимаемая должность, тем более высокая значимость заработной платы), а у представителей бизнес-структур на первое место выступает возможность самореализоваться.

В целом же для государственных служащих характерны следующие особенности, связанные с их профессиональной деятельностью.

Так, М.Вебер подчеркивал важность и необходимость «беспристрастного» управления, профессионализма, наличия высокоразвитой сословной чести и высокой квалификации у государственных служащих. Важным показателем психологии чиновника является мотивация служебной деятельности, которая включает в себя отношение к субординации, регламентации содержания и характеру служебной деятельности, к возможностям карьерного роста, уровню денежного содержания, гарантиям служебной занятости, социальной защищенности [7].

Мотивация деятельности основывается на следующих принципах: оплата служебной деятельности госслужащего должна обеспечивать соответствующее уровню развития общества и государства качество жизни; денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного сектора экономики; размер должностного оклада зависит от объема полномочий и возложенной ответственности и стимулирует стремление к должностному росту; оплата труда предполагает эффективность деятельности государственного служащего, уровень получаемого денежного содержания связывается с результатами деятельности [29].

Можно сформулировать следующие основные требования профессии к поведению государственного служащего: рациональное планирование деятельности и неукоснительное следование технологической дисциплине, регламентирующим нормам; мотивация на выполнение служебного долга; субординация служебных отношений. Именно эти требования, по мнению специалистов, обеспечивает нормальное функционирование государственной службы [34].

Чиновничество является многочисленной группой, состав которой за последние 10 лет вырос практически в два раза, соответственно, выросли расходы на содержание госаппарата. Высокая, с точки зрения населения, заработная плата, нежелание ее «отрабатывать», возможность увеличения своих доходов с использованием властных рычагов, коррумпированность государственных и муниципальных служащих, неспособность принимать грамотные управленческие решения - все это приводит к негативному отношению населения к чиновникам [20].

Для чиновников свойственны «стратегии жизненного благополучия», «ценностная ориентация на социализм», дорыночное поведение, характеризующееся предпочтением получать небольшой, но постоянный заработок при стабильной и предсказуемой работе, минимуме трудовых затрат и уверенности в завтрашнем дне [5]. Только для работниковРа главной группы должностей и чиновников-регионалов свойственны черты рыночного поведения, т.е. ориентация на работу с высоким уровнем стресса, но при этом высокооплачиваемую.

Представление человека о собственном материальном положении влияет не только на его повседневное поведение и взаимоотношения с другими, но и определяет сферу ценностей, его мировоззрение, жизненную направленность. Наблюдается достаточно большой отрыв внешних оценок и «самооценки» заработной платы чиновников, что влияет на характер взаимодействия государственных и муниципальных служащих с различными категориями населения, приводит к нестабильности этой социально-профессиональной группы, к снижению эффективности функционирования системы государственного управления.

Отмечена негативная динамика в оценке своего материального положения «после кризиса» в сравнении с «докризисным» периодом, и, что вызывает особые опасения, снижение такого показателя, как социальный оптимизм. Государственные служащие не могут прогнозировать и, соответственно, планировать свое будущее, не всегда уверены в завтрашнем дне, хотя они гораздо оптимистичнее в оценках своего благополучия, чем население в целом. Главными стимулами, привлекающими на государственную службу, являются социальные гарантии и защищенность в кризисных ситуациях, стабильность занятости, и только после них - материальная составляющая.

Как показали некоторые исследования, государственным служащим свойственны рассогласования и противоречия, отражающиеся на отношении к деньгам, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить противоречие между необходимостью соблюдать государственные и общественные интересы и желанием учитывать личные интересы и мотивацию. Анализ поведения госслужащих свидетельствует о преобладании у них рутинного и показного поведения, в меньшей степени мы можем говорить об активном поведении.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Мотивация в работах отечественных ученых
В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как ...

Лечебные свойства музыкотерапии. Виды и формы музыкотерапии
Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании (пляски святого Витта) с помощью музыки. Так начала появляться музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в ...

Приложения
Приложение 1 Изучение свойств внимания (тест Бурдона) Цель: изучение свойств внимания: устойчивости и концентрации. Материалы: исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр. Карточки следующего вида: 8735297 4164898 4729266 8732270 4599508 8735726 8768647 6672330 8765421 9885647 0169835 4598275 85995 18 ...