Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
Страница 1

Психология » Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии » Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса

К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным переживаниям. В-третьих, он подразумевает самосознание, осознание личностью собственного «Я» — в противоположность бессознательному, в рамках которого субъект и объект переживаются как отдельные сущности, но личность не осознает различия между ними сколько-нибудь отчетливо.

Состояние нечёткого осознания окружающей действительности Ясперс называл состоянием «без сознания» — понимая под сознанием любую форму внутреннего переживания, в том числе и такую, когда переживание ограничивается всего лишь неосознанным чувством, не направленным на какой-либо определенный объект. Но психическая жизнь не может быть полноценно понята только как сознание; она также не может быть понята средствами одного только сознания. Реальный опыт душевных переживаний необходимо дополнить теоретическим фундаментом, выходящим за пределы сознания.

Ясперс считал, что для объяснения психической жизни мы должны работать с механизмами, внешними по отношению к сознанию — с происходящими в сфере бессознательного событиями, которые, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий.

Само существование событий бессознательной психической жизни часто подвергалось сомнению. Ясперс утверждал, что в этой связи необходимо различать события, в действительности пережитые личностью, но оставшиеся незамеченными, и события, происходившие за пределами сознания и, значит, не пережитые. Первые могут быть замечены при определенных благоприятных условиях и таким образом доказать свою реальность. Вторые же никогда не могут быть замечены по определению [21].

К. Ясперс считал, что перед психологией стоит важная задача: высветить оставшиеся незамеченными события психической жизни и тем самым сделать их доступными сознанию. Стремление к истине и саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин личности.

События, происходящие за пределами сознания, могут быть замечены лишь в тех случаях, когда они являются восприятию как события соматической сферы. Но эти же события могут трактоваться как причины и следствия того, что происходит в сознании; соответственно, с их помощью можно объяснять феноменологию сознательной психической жизни. Бессознательное проявляет себя во множестве разнообразных форм — таких, как привычки, умственные способности, темперамент. Человек нередко сознает, что он оказался лицом к лицу с неким переживанием, исходящим из бессознательных глубин его существа и даже способным оказать на него подавляющее воздействие.

К.Ясперс пытался разъяснить многообразие значений, приписываемых термину бессознательное.

а) Бессознательное мыслится как производное от сознания. Как таковое оно может быть идентифицировано с:

· автоматическим поведением (т. е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется автоматически и, значит, неосознанно; речь идет о ходьбе, письме и т. п.);

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Терапия депрессии
Если понимать депрессию как неосознанную, рефлекторную попытку защитить себя в экстремальной ситуации, то в терапии предпочтение следует отдать признанию происшедшей беды и эмоциональному отношению к заболевшему. Эмпатическое расположение необходимо даже когда больной остается безучастным. Чем сильнее выражено депрессивное оцепенение, тем больше больной настроен на то, что усилия в установлении ...

Состояния одержимости
"В этой разновидности надличностного кризиса люди испытывают отчётливое ощущение, что их психика и тело захвачены и контролируются сущностями и энергиями, которые они воспринимают как приходящие извне, враждебные и беспокоящие. Это могут оказаться мятущиеся развоплощённые сущности, демонические существа или злые люди, овладевшие ими при помощи чёрной магии и колдовских процедур" [9, С. ...

Этапы научного исследования
Первый этап (2003-2004 гг.) – организационно-аналитический, был связан с изучением состояния проблемы в педагогической теории и практике, с разработкой методологических основ исследования, в т.ч., системного и синергетического подходов и социокультурной среды воспитания современной молодежи. Это этап поиска и обоснования условий. Основное внимание сосредоточили на определении цели, разработке ги ...