Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
Страница 2

Психология » Соотношение сознания и бессознательного в общей психологии » Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса

· забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);

· воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.

б) Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:

· будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;

· хотя и выявляется, но не преднамеренно;

· ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержанием сознания, забывается.

· никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.

в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:

1) творческое, жизненное начало;

2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Наши страстные устремления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни — приходит к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.

г) Бессознательное мыслится как «бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность — укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.

Существует множество проявлений сознания у человека, которые остаются незамеченными, но, взятые как целое, создают определенную атмосферу и способствуют формированию общего состояния сознания, общего настроения, смысла и потенциала ситуации. Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до той темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным. Высокоразвитая способность к самонаблюдению делает возможным исследование «уровня сознания».

В рамках общего состояния нашего сознания, в нашей психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный момент может присутствовать множество различных степеней сознания, начиная от абсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения — до полной утраты сознания [20].

В своих работах основной акцент К.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.

Исходя из анализа взглядов зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных в первой главе, можно выделить ряд основных положений:

1. Согласно Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры. Оно составляет основу индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческим началом.

2. К. Юнг же, отбросив механическое разделение Фрейдом на сознание и бессознательное, считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Мнимая коллективность
Сектантам мало, чтобы человек посещал молитвенный дом и исполнял обряды. В сектах ярко проявляется стремление сделать религию внутренним миром каждого верующего, превратить его в религиозного фанатика, ставящего религию на первое место в своей жизни. Целью сектантского воспитания является, чтобы человек никогда, нигде, ни на одно мгновение не забывал о Боге, чтобы вся его жизнь была проникнута в ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...

Выводы
В данной работе были выполнена задача о проведении теоретического анализа литературы по формированию временной перспективы в онтогенезе. Исследовалось понятие «временной перспективы» в психологической науке. К. Левин определил это понятие как «включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего». Т.к. когда переживает свое настоящее положение, оно неминуемо связано с его ожиданиями, желан ...