Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. ЯсперсаСтраница 2
· забытым опытом, все еще не утратившим своей действенности (имеются в виду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);
· воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.
б) Бессознательное мыслится в соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения оно есть то, что:
· будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
· хотя и выявляется, но не преднамеренно;
· ускользает из памяти, т. е., будучи некогда содержанием сознания, забывается.
· никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.
в) Бессознательное мыслится как сила, как первоисточник, т. е. как:
1) творческое, жизненное начало;
2) убежище, защита, первопричина и конечная цель. Наши страстные устремления и озарения, все импульсы и идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни — приходит к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.
г) Бессознательное мыслится как «бытие» — как истинный, глубинный смысл бытия. Но нельзя упускать из виду, что сознание не может трактоваться ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность — укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние.
Существует множество проявлений сознания у человека, которые остаются незамеченными, но, взятые как целое, создают определенную атмосферу и способствуют формированию общего состояния сознания, общего настроения, смысла и потенциала ситуации. Начинаясь от ярко освещенного центра сознания, сфера более или менее осознанного содержания доходит до той темной области, где уже становится трудно различить грань между сознанием и бессознательным. Высокоразвитая способность к самонаблюдению делает возможным исследование «уровня сознания».
В рамках общего состояния нашего сознания, в нашей психической жизни, взятой во всей ее целостности, в каждый данный момент может присутствовать множество различных степеней сознания, начиная от абсолютно ясного сознания, через различные стадии помрачения — до полной утраты сознания [20].
В своих работах основной акцент К.Ясперс делал на изучение сознания, не отрицая при этом роль бессознательных влечений в жизни и деятельности человека, он не признавал за ними статуса первичности.
Исходя из анализа взглядов зарубежных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного, рассмотренных в первой главе, можно выделить ряд основных положений:
1. Согласно Фрейду, бессознательное содержит в себе те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными, но были подавленны благодаря воздействию цензуры. Оно составляет основу индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является творческим началом.
2. К. Юнг же, отбросив механическое разделение Фрейдом на сознание и бессознательное, считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.
Другое по теме:
Динамика развития уровня сформированности воображения по результатам
контрольного этапа эксперимента
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез.
Его основными задачами являлись:
1) выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет;
2) проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента.
Для реализации поставленных це ...
Людвиг Бинсвангер
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – это попытка дополнить и исправить взгляд на человека и человеческий опыт, постулируемый основателем психоанализа [18, С.7].
Философскую базу своего метода Бинсва ...
Современное состояние проблемы развития воображения у детей дошкольного
возраста. Теоретические
подходы к пониманию воображения как психического явления
Проблема воображения в психологии занимает существенное место и интерес к ней обусловлен, прежде всего, значением этого психического явления в жизни человека.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой т ...