Исследования, проводимые в области танцетерапии
Страница 1

Психология » Развитие личности методом танцевальной терапии » Исследования, проводимые в области танцетерапии

Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью и утратой, в значительной мере, прежних ценностных ориентиров, в том числе и семейных, становится всё более равнодушным. В том числе и к эмоциональному состоянию одних из самых уязвимых его членов – подростков. Актуальность темы определяется увеличением числа подростков, столкнувшихся с такой проблемой, как отсутствие должного внимания со стороны взрослых (социальная безнадзорность). Формирование у детей установок на недоверие к близким взрослым и барьеров в отношениях между ними выступает как результат отсутствия доверия в отноше­ниях, неумения и нежелания взрослых принимать и по достоинству оце­нивать ребенка. Сегодня дети, и особенно подростки, проводят ежедневно гораздо больше времени в компаниях себе по­добных, вне досягаемости родительского и другого «взрослого» конт­роля. И это неудивительно. Любой нормальный человек страдает в своей целостности от обособленности, отчужденности по отношению к самому себе и к миру (А. Камю). Заброшенность, ненужность до­ставляют особенно неприятные ощущения, если они не уравновеши­ваются полноценным общением. «Дети, лишенные надзора (родителей), — читаем в Кратком словаре „Семейное воспитание", — в силу своей незре­лости, неумения самостоятельно организовать свою деятельность, поддаются сомнительным увлечениям, пропускают занятия в шко­ле, плохо учатся, нарушают дисциплину. В самом деле, большинству родителей в настоящее время уже не до «хорошего поведения» своих детей. Даже если они и хотели бы опекать каждый их шаг, исходя из чисто эмоциональных побужде­ний, это редко становится возможным, так как все свое время они вынужденно проводят отдельно от детей, в разных местах — как до­ма, на досуге, так и на работе. Вместе с потерей неофициального контроля многие, и особенно наиболее нуждающиеся во внимании де­ти, сегодня перестали быть объектом и официального контроля со стороны социальных институтов. Поэтому, важным дополнением к традиционным методам обучения и воспитания является развитие деятельности психологических центров помощи населению, в которых подростки могут научиться понимать свои индивидуальные особенности и развивать имеющиеся способности, а также управлять своим поведением в рамках возникших ситуаций. Анализ данных официальной статистической отчетности последних лет говорит о тенденции распространения явлений безнадзорности, а также беспризорности в подростковой среде, что определяет уровень преступности среди несовершеннолетних в целом. В настоящее время важность улучшения организации свободного времени для детей и подростков, а также реализация различных психологических программ признается необходимым фактором гармоничного существования общества и одним из основных условий целостного развития личности.

Актуальность темы исследования и её недостаточная изученность, а также важность освоения внутренних ресурсов личности и укрепления эмоциональной устойчивости именно в период «взросления», определили цель и задачи данной работы. Объект исследования – группа подростков, находящихся под опекой и дети из неполных семей г. Химки (на базе психолого – педагогического центра помощи населению «Семья»).

Предмет исследования – особенности эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. Цели исследования: - изучить теоретические подходы к возможности применения средств игровой терапии для повышения уровня эмоциональной устойчивости у подростков, попадающих под категорию безнадзорных; - осуществить экспериментальную апробацию тренинговой программы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (безнадзорность), применяя средства и положения игровой терапии. Задачи исследования: - сформировать активное и творческое отношение участ­ников к требованиям предлагаемых обстоятельств; - моделирование оптимальных способов поведения подростков в различных жизненных ситуациях и освоение участниками программы данных моделей; - реализовать программу игрового тренинга по повышению эмоциональной устойчивости у подростков на базе центра психолого-педагогической помощи населению «Семья». Гипотеза: воздействие игровой деятельности, реализуемое в тренинговой форме, на эмоциональную сферу подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации (проблема безнадзорности) предполагает укрепление эмоциональной устойчивости и формирование адаптивных форм поведения в сложившихся условиях. Методы исследования. В процессе данного исследования был применен ряд комплексных теоретических и эмпирических методов. К первой группе методов относятся анализ, сравнение, синтез и теоретическое изучение программы коррекции эмоционального состояния подростков в рамках направления игротерапии. Ко второй группе методов относятся: систематическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Эксперимент - апробация программы коррекции эмоциональной сферы подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, с помощью игровых тренингов.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Специфика психологической диагностики в исследованиях функциональных состояний
Акцент на задачах оценки и прогнозирования функциональных состояний непосредственно смыкает эту область исследований с проблемами психологической диагностики. Не затрагивая в полном объеме интенсивно проводящуюся в течение последних десятилетий и плодотворную дискуссию о теоретических основах, содержании и методах психодиагностической работы [18; 46; 62; 157], мы остановимся только на некоторых ...

Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроить группу на рабочий лад. « Вдохн ...

Четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения. Нижний уровень - специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, ...