Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях межличностного конфликта. Методика и ход исследования
Страница 1

Проявление эмоций в конфликте » Экспериментальное исследование эмоциональных процессов в ситуациях межличностного конфликта. Методика и ход исследования

Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26]

Выбор такого методического материала нуждается в обосновании и пояснении.

Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные, по мнению Г. Айзенка, психические состояния, которые он называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью, на основе самоотчета испытуемых. Очевидно, что эти свойства имеют темпераментальную основу. Вопросы опросника построены таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное для испытуемого психическое состояние. На наш взгляд, оно является индикатором более глубоких эмоциональных процессов, отличающихся высокой устойчивостью и доминированием, которые, в свою очередь, являются слагаемыми живой и одновременно устойчивой эмоциональности человека. «Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций».[27] Эмпирические наблюдения также обусловили выбор данной методики. Известно, что в конфликтных отношениях преобладают негативные эмоции, высокое напряжение, до некоторой степени сужается сознание, проявляется стресс, как неспецифическая ответная реакция организма. Факторы, исследуемые методикой Айзенка, в высокой степени отвечают нашей гипотезе об эмоциональной стороне конфликта. Тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность являются, скорее, личностными факторами эмоционального реагирования, нежели собственно эмоциональными процессами или психическими состояниями. Эти эмоционально-личностные факторы проявляют себя целым рядом характеристик, находящих отражение в связанных с ними чувствах и эмоциях.

Тревожность как личностный фактор имеет много, в первую очередь, эмоциональных проявлений: страха, застенчивости, стыда, вины, робости. Тревожные испытывают мучительные колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят, как умеющего слушать».[28] Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.

Агрессивность как в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо».[29] Из-за трудности разделения личностного и поведенческого в этом явлении возникла непрекращающаяся понятийная путаница. Заметим, что это говорит о высокой связи личностной черты и ее поведенческого проявления. Д. Майерс рассматривает враждебную агрессию как побуждаемую злостью и являющейся самоцелью. Проявлением и побудителем агрессии можно назвать гнев, злобу, ненависть.

Фрустрация в методике Г. Айзенка выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности личность в силу разных причин не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса.[30] Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины. Важным является понятие фрустрационной толерантности, являющейся иным выражением эмоциональной устойчивости.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эмпирическое исследование по проблеме образа современного педагога в представлении учителей, учеников и их родителей. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования
Анализ, проведенный в теоретической части работы показал, что образ современного педагога в литературе представлен как образ женщины энергичной, жизнелюбивой, харизматичной, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ учителя – это образ универса ...

П.А. Рудик (1948)
В дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем в ...

Депрессия
Депрессивное страдание описано еще Гомером в «Илиаде». В первом сборнике медицинских трактатов Греции (Гиппократовых записках) тоже есть описание депрессии, называемой в те времена меланхолией (черной желчью). В средние века подавленное состояние называлось вялостью, ленью. В 19 веке укрепился термин депрессия (угнетенность). Тяжелые маниакально-депрессивные или циклические депрессивные формы з ...