Развитие форм общения. Понимание речи и возникновение первых слов
Страница 1

Психология » Психологическая характеристика младенчества » Развитие форм общения. Понимание речи и возникновение первых слов

Необходимость связи младенца со взрослыми приводит к появлению особых, неречевых форм их общения. Первой формой такого общения является эмоциональная реакция ребенка на взрослого. Эмоциональные реакции на взрослого развиваются у ребенка в тех отношениях: во-первых, из "местной" реакции в виде улыбки они становятся выражением полной "радости"% ребенок как бы всем телом тянется к взрослому – смотрит на него, протягивает руки; во-вторых, они начинают вызываться не только всем комплексом раздражителей, идущих от взрослого, но и отдельными компонентами – лицом, голосом; в-третьих, они становятся избирательными, начинают вызываться только определенными взрослыми.

Первоначально эмоциональная реакция возникает на всякого взрослого. С 4-5- мес. Возникает дифференциация "своих" и "чужих".

В дальнейшем эмоциональные реакции еще более дифференцируются – уже в пределах "своих" – в зависимости от характера и частоты общения с ними.

Положительная эмоциональная реакция переносится на предметы, в силу чего предметы, находящиеся в руках у взрослого человека, приобретают для ребенка особо притягательный характер и начинают сами вызывать реакцию оживления.

Первичные эмоциональные реакции на взрослого можно условно назвать пассивными реакциями общения – они вызываются самими взрослыми. Во втором полугодии первого года жизни возникает первая обратная реакция, заключающаяся в том, что ребенок делает попытки привлечь к себе взрослого, "заигрывает" с ним, он тянет ручки к подошедшему взрослому, кричит или хнычет, если его не берут на руки. Появление этих требований является показателем все возрастающей потребности в общении со взрослым. С этого момента общение начинает носить двусторонний характер.

Превращение первичного эмоционально-выразительного движения по отношению к взрослому в прямую просьбу или требование происходит в результате подкрепления этого движения общением со взрослым.

Ребенок тянется к привлекательному предмету, но не может его достать и хнычет; взрослый подходит и подает ребенку предмет. В следующий раз движение ребенка будет направлено на предмет. Впоследствии само движении ребенка к предмету, например в виде указательного жеста, становится актом его общения со взрослым. По мере усложнения жизни ребенка эти доречевые формы оказываются недостаточными.

Во втором полугодии интенсивно развивается понимание речи взрослых. Речь взрослых уже была включена в уход за ребенком: в процесс кормления, укладывание спать и в другие процедуры – и являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производит с ребенком. Значение такой речи очень велико, ибо ребенок прислушивается к ней, начинает понимать и выделять в ней и отдельные слова.

В ситуации удовлетворения потребностей ребенка можно обиться понимании слов, относящихся к действиям с предметами, но невозможно организовать понимание названий предметов. Ситуацией, наиболее способствующей развитию понимания названий предметов, является зрительное восприятие и рассматривание этим предметов.

Ориентировочная реакция на зрительный раздражитель является значительно более стойкой, чем на слуховой.

Главными предпосылками возникновения понимания речи являются: а) выделение предмета из обстановки, б) сосредоточение на предмете, в) наличие у ребенка ярко выраженной эмоциональной реакции на обстановку. То понимание раньше всего появляется на вопрос: «Где то-то?» («Где часы? », «Где кукла?»). Взрослый вызывает у ребенка ориентировочную реакцию на определенный предмет. В результате многократного повторения возникает связь произносимого взрослым слова с воспринимаемым предметом. Таким образом, здесь имеется связь слова не столько с предметом, сколько с местом, где он находится, и с направлением движения по его поиску. На этом этапе основное значение в речи взрослых обычно имеет интонация вопроса, а не его предметное содержание. Наконец, возникает дифференцированная связь между обозначением предмета и самим предметом, которая возникает у ребенка около 10 мес.

Реакции ребенка, на обращенную к нему речь взрослого: 1) поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия (7—8 мес.); 2) выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7—8 мес.); 3) выполнение поручений (конечно, элементарных) по словесной инструкции взрослого (9—10 мес.); 4) выбор предмета по словесному указанию (10 – 11 мес.); 5) прекращение действия под влиянием словесного запрещения: «Нельзя» (12 мес.).

Усложнение условнорефлекторной реакции на словесные раздражители заключается в изменении ее двигательного компонента. Двигательная реакция в данном случае не тождественна ориентировочному рефлексу. Основным содержанием двигательного компонента ответной реакции теперь уже является не установка анализатора по направлению раздражителя. Движение теперь имеет целью не обеспечение лучшего восприятия предмета, а установление связей между ребенком и взрослым. Взрослый спрашивает: «Где предмет?» — и ребенок вступает во взаимодействие уже не с самим предметом, а со взрослым: поворачиваясь к предмету или указывая на него, ребенок отвечает взрослому.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго - это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импу ...

Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...