Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим ста
Страница 1

Психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Теоретические основы исследования взаимосвязи профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим ста

Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.

Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с профессиональной деятельностью становление себя как личности, свое материальное благополучие и социальный статус. В связи с этим, для всех людей важно, окончив обучение, начать заниматься той деятельностью, которая им интересна, к которой имеются склонности и способности, выполняя которую можно стать профессионалом, обеспечить себе карьерный и личностный рост, а также, что немаловажно, гармонию в душе.

Труд в основном рассматривается как социально-экономическая категория, но определяющая роль человека в трудовой деятельности обусловливает необходимость изучения различных психологических, физиологических, социальных и других его характеристик с точки зрения их влияния на процесс труда и особенностей взаимосвязи, взаимодействия со средствами, условиями и организацией труда.

Таким образом, в настоящее время особенно актуальной становится проблема диагностики профпригодности людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями. Задача диагностики профпригодности - помочь им избежать этих проблем, протестировать индивидуальные психологические особенности человека, проанализировать, как они повлияют на выбор человеком своей профессии и на развитие его личности как личности профессионала.

Понятие профессионализма в каждой отдельной области деятельности включает в себя ряд определенных требований, которым человек должен соответствовать благодаря наличию у него некоторых качеств.

По этой причине мы и использовали в нашей работе методы диагностики профпригодности. Так как, выявляя, имеются ли те качества у представителей той или иной профессии (или же студентов, обучающихся этим профессиям), мы имеем возможность спрогнозировать, в какой мере и с каким успехом они могут повлиять либо не повлиять на формирование профессионализма у этих людей. При помощи данной диагностики мы можем ответить на вопрос: достаточно ли выражены качества, необходимые для формирования личности профессионала в определенной области деятельности, или же их надо развивать дополнительно.

Диагностика личности и свойств профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных способностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.

Сущность диагностики личности в профориентационной работе заключается в том, что она отражает:

выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;

удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95]. Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания: — отображение окру ...

Диагностика эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций
В результате проведенной психодиагностики были выявлены следующие уровни субъективного благополучия (рис. 26). Рис. 26. Уровни субъективного благополучия Рис. 27. Кластеры субъективного благополучия Как видно из рисунка 27, наиболее неблагоприятная эмоциональная зона – признаки, сопровождающие психическую симптоматику, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д., кроме того здоро ...

Конфликты в обществе
Общество как сложный социальный организм живет и развивает­ся по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной систе­ме, возникают конфликты. Объективной основой возникновения конфликтов в обществе яв­ляется наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого рода - нациями, го­сударствами, классами (социальными группами), партиями, союз ...