Теоретические основы исследования взаимосвязи
профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профпригодности
людей, ее взаимосвязь с дальнейшим стаСтраница 1
Труд является неотъемлемой частью человеческой жизни. Без него немыслимо не только существование и жизнедеятельность человека, но и само его развитие как личности. Помимо этого, труд также является и способом познания и преобразования окружающего мира, целью, потребностью, смыслом жизни.
Трудовая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Каждый человек связывает с профессиональной деятельностью становление себя как личности, свое материальное благополучие и социальный статус. В связи с этим, для всех людей важно, окончив обучение, начать заниматься той деятельностью, которая им интересна, к которой имеются склонности и способности, выполняя которую можно стать профессионалом, обеспечить себе карьерный и личностный рост, а также, что немаловажно, гармонию в душе.
Труд в основном рассматривается как социально-экономическая категория, но определяющая роль человека в трудовой деятельности обусловливает необходимость изучения различных психологических, физиологических, социальных и других его характеристик с точки зрения их влияния на процесс труда и особенностей взаимосвязи, взаимодействия со средствами, условиями и организацией труда.
Таким образом, в настоящее время особенно актуальной становится проблема диагностики профпригодности людей. Актуальна эта проблема потому, что в большинстве случаев молодые люди еще не могут определиться со своими склонностями и индивидуальными особенностями, наличием и степенью развития у себя тех или иных способностей и зачастую выбирают себе профессию не соответствующую их личностным качествам. А если учесть, что именно личностные качества и другие индивидуальные психологические особенности влияют на развитие личности профессионала, то можно сказать, что молодые люди, желающие стать профессионалами, но не определяющиеся правильно с выбором профессии рискуют столкнуться со значительными трудностями. Задача диагностики профпригодности - помочь им избежать этих проблем, протестировать индивидуальные психологические особенности человека, проанализировать, как они повлияют на выбор человеком своей профессии и на развитие его личности как личности профессионала.
Понятие профессионализма в каждой отдельной области деятельности включает в себя ряд определенных требований, которым человек должен соответствовать благодаря наличию у него некоторых качеств.
По этой причине мы и использовали в нашей работе методы диагностики профпригодности. Так как, выявляя, имеются ли те качества у представителей той или иной профессии (или же студентов, обучающихся этим профессиям), мы имеем возможность спрогнозировать, в какой мере и с каким успехом они могут повлиять либо не повлиять на формирование профессионализма у этих людей. При помощи данной диагностики мы можем ответить на вопрос: достаточно ли выражены качества, необходимые для формирования личности профессионала в определенной области деятельности, или же их надо развивать дополнительно.
Диагностика личности и свойств профессиональной пригодности обуславливается совокупностью исходных способностей человека, а также формируется, развивается на этапах профессионального пути в процессе деятельности.
Сущность диагностики личности в профориентационной работе заключается в том, что она отражает:
выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
Другое по теме:
Параметры и виды самооценки
Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость [23].
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное признание своих достоинств и недостатков. В основе такой самооценки лежит необходимый опыт и знания. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оце ...
Основные психологические школы
Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений и тем стремительнее росла неудовлетворенность версией о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом - интроспекция.
Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе - психические. Восприятие и память, навыки и мышле ...
Особенности разглашения психологической информации
Обеспечение тайны результатов обследования. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-ли ...


