Диагностика, профилактика и превенция суицида
Страница 1

«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления…

Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится

главным вопросом…»

Альбер Камю

В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид.

Итак, формирование суицидальной мотивации.

Очень важный вопрос – как в голове совсем молодого человека могла зародиться, созреть, и перерасти в действие столь разрушительная мысль? Скорее всего, это происходило в три этапа: 1. Возникновение пассивных мыслей о смерти и уходе из жизни, фантазий на тему своей смерти. Однако эти мысли еще не имеют характера суицидальных, т.е. лишение себя жизни не рассматривается как произвольное действие. Человеку в голову приходят мысли типа: «вот бы уснуть и не проснуться» «хорошо бы умереть…», и т.д. Наряду с такими пассивными мыслями человек начинает испытывать непреодолимое влечение к смерти. 2. Далее человек переходит в стадию, которую условно можно назвать суицидальными замыслами. Влечение к смерти усиливается, и мысли о ней из абстрактно-мечтательных превращаются в более оформленные и практичные замыслы. Позже к ним присоединяется волевой компонент и решение, так что суицидальную мотивацию можно считать практически оформленной. 3. И на последней, третьей стадии человек демонстрирует уже сформированное суицидальное поведение, то есть, говоря научным языком, внешние и внутренние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Причем еще одной интересной особенностью второй и третьей стадий является то, что потенциальный суицидент всюду начинает видеть знаки – подтверждения того, что его замысел верен, и единственно возможен.

Кстати, интересный факт: после того, как в московском метро увеличилось число самоубийств, городской думе было предложено заменить таблички «Выхода нет», которые якобы могли толкнуть и без того одержимого суицидальными мыслями человека на прыжок под поезд. Однако предложение это депутатами было…не то чтобы отвергнуто, скорее не замечено.

Вообще же весь период, от возникновения мыслей о смерти до осуществления суицидального замысла принято называть пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (при остром аффективном пресуициде) или месяцами (хронический пресуицид). Причем в случае с острым пресуицидом первая стадия, как правило, пропускается. Человек сразу решает лишить себя жизни.

Диагностика суицида.

Я думаю, прежде всего, стоит определиться с тем, какие группы подростков наиболее склонны к суицидальному поведению:

· Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой. По данным некоторых источников, 30% подростков, пытавшихся совершит самоубийство единожды, повторяют попытку.

· Страдающие алкогольной зависимостью подростки. Это заболевание имеет отношение примерно к 50%: суицидов в среде молодежи. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, предшествуют суициду.

· Подростки, страдающие наркотической и/или токсической зависимостью. Наркотики и прочие психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

· Подростки, в семьях которых есть самоубийцы.

· Физически неполноценные подростки; подростки, страдающие хроническими, смертельными заболеваниями

· Психически больные подростки, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями.

· Подростки, пережившие тяжелые утраты (смерть родителей, например). Особенно опасны первые полгода. В это время подросток нуждается в неусыпном надзоре.

Далее хотелось бы рассмотреть характерологические особенности потенциальных молодых самоубийц:

1. Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.

2. Повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимость от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре «я-она» или «я-он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.

3. Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию

4. Зацикленность на собственных неудачах, острое их переживание, общий пессимистический взгляд на будущее

5. Эгоцентризм; погруженность подростка в себя, сосредоточенность на своем внутреннем мире. Подростки, с нарушением сферы межличностных отношений. «Одиночки», замкнутые и необщительные подростки. Особенно с IQ выше среднего.

6. Аутоагрессивные подростки – негативное отношение к себе, стремление наносить себе вред и причинять боль

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...

Взгляды основателей некоторых психотерапевтических школ, имеющих успех в разрешении проблем духовных кризисов.
Данная глава рассказывает о взглядах основателей некоторых психотерапевтических школ, чьи методы с успехом практикуются в разрешении связанных с духовными кризисами проблем. Эти люди вошли в историю психотерапии. Их труды входят в её классический фонд. Они заложили фундамент, делающий психотерапевтическую работу в ситуациях духовных кризисов возможной. ...