Диагностика, профилактика и превенция суицида
Страница 1

«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления…

Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится

главным вопросом…»

Альбер Камю

В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид.

Итак, формирование суицидальной мотивации.

Очень важный вопрос – как в голове совсем молодого человека могла зародиться, созреть, и перерасти в действие столь разрушительная мысль? Скорее всего, это происходило в три этапа: 1. Возникновение пассивных мыслей о смерти и уходе из жизни, фантазий на тему своей смерти. Однако эти мысли еще не имеют характера суицидальных, т.е. лишение себя жизни не рассматривается как произвольное действие. Человеку в голову приходят мысли типа: «вот бы уснуть и не проснуться» «хорошо бы умереть…», и т.д. Наряду с такими пассивными мыслями человек начинает испытывать непреодолимое влечение к смерти. 2. Далее человек переходит в стадию, которую условно можно назвать суицидальными замыслами. Влечение к смерти усиливается, и мысли о ней из абстрактно-мечтательных превращаются в более оформленные и практичные замыслы. Позже к ним присоединяется волевой компонент и решение, так что суицидальную мотивацию можно считать практически оформленной. 3. И на последней, третьей стадии человек демонстрирует уже сформированное суицидальное поведение, то есть, говоря научным языком, внешние и внутренние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Причем еще одной интересной особенностью второй и третьей стадий является то, что потенциальный суицидент всюду начинает видеть знаки – подтверждения того, что его замысел верен, и единственно возможен.

Кстати, интересный факт: после того, как в московском метро увеличилось число самоубийств, городской думе было предложено заменить таблички «Выхода нет», которые якобы могли толкнуть и без того одержимого суицидальными мыслями человека на прыжок под поезд. Однако предложение это депутатами было…не то чтобы отвергнуто, скорее не замечено.

Вообще же весь период, от возникновения мыслей о смерти до осуществления суицидального замысла принято называть пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (при остром аффективном пресуициде) или месяцами (хронический пресуицид). Причем в случае с острым пресуицидом первая стадия, как правило, пропускается. Человек сразу решает лишить себя жизни.

Диагностика суицида.

Я думаю, прежде всего, стоит определиться с тем, какие группы подростков наиболее склонны к суицидальному поведению:

· Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой. По данным некоторых источников, 30% подростков, пытавшихся совершит самоубийство единожды, повторяют попытку.

· Страдающие алкогольной зависимостью подростки. Это заболевание имеет отношение примерно к 50%: суицидов в среде молодежи. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, предшествуют суициду.

· Подростки, страдающие наркотической и/или токсической зависимостью. Наркотики и прочие психоактивные вещества ослабляют мотивационный контроль, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.

· Подростки, в семьях которых есть самоубийцы.

· Физически неполноценные подростки; подростки, страдающие хроническими, смертельными заболеваниями

· Психически больные подростки, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями.

· Подростки, пережившие тяжелые утраты (смерть родителей, например). Особенно опасны первые полгода. В это время подросток нуждается в неусыпном надзоре.

Далее хотелось бы рассмотреть характерологические особенности потенциальных молодых самоубийц:

1. Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.

2. Повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимость от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре «я-она» или «я-он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.

3. Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию

4. Зацикленность на собственных неудачах, острое их переживание, общий пессимистический взгляд на будущее

5. Эгоцентризм; погруженность подростка в себя, сосредоточенность на своем внутреннем мире. Подростки, с нарушением сферы межличностных отношений. «Одиночки», замкнутые и необщительные подростки. Особенно с IQ выше среднего.

6. Аутоагрессивные подростки – негативное отношение к себе, стремление наносить себе вред и причинять боль

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Ганс Айзенк и факторная теория типов
Английский ученый немецкого происхождения Ганс Айзенк (Hans Eysenck) вошел в историю психологии как создатель четырехуровневой иерархической модели человеческой личности. Подобно Р. Кэттеллу, Айзенк пользовался для своих построений математическим аппаратом факторного анализа, однако его подход отличался от подхода Кэттелла по нескольким важнейшим пунктам. Во-первых, он применял гипотетико-дедукт ...

Состояние аффекта
Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: 1. Как судебно-психологическое экспертное понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого к полноценному осознанию и произвольной регуляции своих действий. В УК РФ присутствует понятие «аффект», используемое как синоним внезапно возникшего сильного душевного волнения. Стать ...

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...