Диагностика, профилактика и превенция суицида
Страница 2

Помимо этих черт можно также добавить результаты исследований знаменитого российского психиатра А.Е. Личко, работавшего с подростками.

Он указывал на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуации характера[6]. По данным Личко, при демонстративном суицидальном поведении (без истинного намерения убить себя), 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы личности.

Подростки с эмоциональными нарушениями также в некоторой степени могут быть подвержены суициду (особенно импульсивному). Определить наличие или отсутствие эмоциональных нарушений можно по следующим признакам:

· Потеря аппетита или же импульсивное расстройство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней

· Частые жалобы на соматические нарушения (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость)

· Необычайно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

· Постоянное чувство одиночества, бесполезности вины и грусти

· Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие

· Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи

· Погруженность в размышления о смерти

· Отсутствие планов на будущее

· Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

· Подростку трудно контролировать свои эмоциональные реакции; случаются немотивированные приступы плача или смеха

· Циклические смены настроения: неожиданный переход от повышенного эмоционального фона к подавленности и мрачности.

Однако ко всем вышеперечисленным группам риска не следует относиться как к истине в последней инстанции. Не следует торопиться с выводами. Подросток, попадающий в группу риска, не обязательно склонен к суициду. Необходимо помнить, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Психодиагностика суицидального поведения.

Многие потенциальные самоубийцы обращаются за помощью к психиатрам и в службы психологической поддержки. Специалисты подобных служб и врачи-психиатры владеют рядом методик, которые помогают выяснить, склонен ли человек к суициду и насколько серьезны его намерения. Эти методики – в большинстве случаев комплексные; в них входят опросники, позволяющие определить тип личности пациента, его характер, личностные особенности (тревожность, возбудимость, уровень депрессивного расстройства, и т.д.).

Стандартное обследование подростка включает в себя:

Диагностическое интервью с семейным анамнезом: специалист должен выяснить, случались ли в семье обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, что натолкнуло его на подобные мысли, и т.д.

Тест А.Е. Личко «ПДО». Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, как уже говорилось выше, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.

Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д.

Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д.

На основе такой батареи тестов, к которым, впрочем, могут быть добавлены и другие методики, специалист делает заключение о суицидальных наклонностях обследуемого.

На этом мне хотелось бы закончить главу о диагностике суицидального поведения у подростков.

Если рассуждать трезво – то словосочетание «склонность к суициду» - не приговор, не ярлык и не клеймо. Порой для того, чтобы избавиться от этой склонности, подростку достаточно малой толики внимания со стороны других людей.

Но, как это ни печально, в большинстве случаев предотвращение суицида - это деликатная и длительная работа с запутавшимся, находящимся на грани отчаяния подростком.

И специалисты, работающие с такими подростками, разработали ряд методик, позволяющих помочь ребенку справиться с желанием покинуть этот мир, вселить в него надежду на завтрашний день, уважение к себе и любовь к жизни.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Условия развития внимания у младших школьников. Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.п. Начиная с третьего месяца жизни и особенно на пятом месяце объектами внимания станов ...

Описание разновидностей нарушения сознания.
Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается" [173, 99-100]. По ...

Теоретические аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Современное состояние проблемы внимания
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости вс ...