Результаты исследования и практические рекомендации
Исходя из теоретических и практических результатов исследования, можно наметить эффективные пути изменения конфликтных отношений на позитивно-конструктивные. Должно строиться по типу управления своими эмоциями в конфликте. Этому может способствовать социально-психологический тренинг, участники которого могут обучиться важнейшим навыкам самоконтроля и понимания другого человека. Умение поддерживать механизмы взаимопонимания и взаимодействия «в рабочем состоянии» приходит только с опытом и тренировкой. К важнейшим умениям и навыкам поддержания эмоционального баланса в отношениях будут относиться: умение выслушать, умение высказаться, умение сопереживать, не быть равнодушным. Сопереживание вообще лечит, обеспечивает нормальный жизненный тонус, чувство включенности в людскую жизнь. Оно враг одиночества и отчаяния.
Человеческий характер также может явиться конфликтогеном, но это для тех, кто плохо с собой знаком. Изучение собственного характера как инструмента взаимодействия также помогает снизить конфликтность. Особенно тяжело приходится людям с эпилептоидными чертами характера, так как их эмоциональные процессы обусловлены легкими органическим повреждениями, проявляющимися в характере, в общении с миром. Путь снижения конфликтности во взаимоотношениях и здесь лежит через самопознание и самосовершенствоание.
«Невозможно справляться с чем-то неясным, невидимым. Поэтому одним из важнейших элементов умения разрешать межличностные конфликты является способность полностью осознавать масштабы и детали разногласий, и открыто обсуждать их с партнером».[34] Поэтому умение конфронтировать – это одно из важнейших умений, позволяющих разрешать конфликты, «приводя в порядок» свою эмоциональную сферу. Здесь действует общее правило: высказанное скорее осознается и быстрее угаснет.
Построение коррекционного воздействия, на наш взгляд, должно отличаться многообразием обратной связи с агрессивными, тревожными и ригидными личностями. Это поможет осознанию собственных черт личности, собственных эмоциональных процессов и самопринятию. Для агрессивных подойдет обучение принятию на себя ответственности за эмоциональный исход отношений и конфликтного столкновения, в частности. Тревожным личностям следует скорректировать установки страха и избежания неудач, обучению поведению, при котором препятствия не кажутся столь значительными. Личности, проявляющие ригидность, тяжело меняют поведение, привержены шаблонам и стереотипам. Им стоит обучиться видеть противоречия в отношениях с людьми, своевременно принимать их в расчет.
Основными выводами нашей работы следует считать:
- Любой конфликт регулируется объективными и субъективными факторами, т.е. у человека всегда есть возможность повлиять на возникновение, развитие и угасание конфликтных взаимоотношений. К субъективным, наиболее важным сторонам конфликта можно отнести темпераментальные, характерологические, мотивационные, ценностные мировоззренческие особенности личности, ее эмоциональность, обусловливающие уникальность переживания личностью конфликта;
- Конфликтная ситуация представляет собой эмоциональную среду. Конфликт обладает фрустрационным воздействием и стрессогенной природой. Субъективно конфликт – это, прежде всего, переживания.
- Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами; Выбор типа и направления реагирования в конфликте до некоторой степени обусловлен особенностями эмоциональных процессов человека;
- В конфликте действуют особые эмоциональные механизмы. Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами;
- Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для человека на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.
- Любой конфликт в смысле человеческого опыта содержит конструктивное зерно;
- Основные психологические пути превращения конфликтных отношений в неконфликтные заключаются в возможностях самовоспитания, в том числе и собственных чувств, и само- и взаимопонимания, развитие миролюбивых, конструктивных установок;
Другое по теме:
Дифференциально-диагностический опросник
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – ...
Рекомендации учителям и
родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...
Знаменитые последователи З. Фрейда. Шандор Ференци
22 мая 1933 года. Умер Шандор Ференци - венгерский психиатр и психоаналитик, один из учеников и последователей З. Фрейда.
Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия – 22.5.1933, Будапешт) — венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З. Фрейда. Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужд ...