Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Страница 1

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций

Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детскими объединениями в разных движениях, организациях и союзах для формирования лично и общественно значимых интересов и удовлетворения потребностей в самоутверждении в обществе.

Модель, исходя из цели, с одной стороны, носит системный характер, определяя систему нравственно-правовых ценностей, содержание, систему взаимодействия педагога с подростками; с другой - синергетический характер, связанный с самоорганизацией, самокоррекцией развития, поведения и отношений подростка.

В центре модели находится личность подростка. Руководствуясь нашей моделью, личность органически вписывается как в психологическое, так и не психологическое пространство, которые также составляют структуру модели, и объединяет их. Личность подростка представляет собой саморегулирующую, самоорганизующую, самокорректирующую систему. Становление системы происходит в условиях её открытости, пребывания в кризисном состоянии. При этом новая структура (учащиеся, получившие определённый каркас ценностных ориентаций) в процессе эволюции и при сопровождающих её отклонениях должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости (необходимо развивать и закреплять положительный опыт). В период неравновесности личности как системы главное заключается, в воздействии на критические точки (то, на что направлено воздействие) старых структур (которые корректируются, изменяются, перевоспитываются).

В теории мы, моделируя любой педагогический процесс, особое внимание уделяем энергетическим процессам, которые несёт синергетика. Это происходит в неравновесных, открытых системах (социум, личность). В качестве источника энергии выступает информация различных видов. Все элементы модели связаны свойством переноса волновых процессов. Перенос осуществляется за счет «подкачки» энергии (воспитательное влияние, улица, друзья). Приток энергии идёт из внешней (хаотичной) среды. Обмен со средой происходит через все точки соприкосновения, вызывая активность, побуждая к перестройке установок. То есть неорганизованная среда выступает источником развития личности, выполняя конструктивную роль. Отсюда следует необходимость определенного каркаса методов работы с асоциальными подростками. Один метод даёт волну, которую можно усилить другими методами и формами, но не просто их набором, а основываясь на структуре модели, что обеспечит эффективность и логику их применения.

Новое появляется в результате бифуркации (ветвления путей развития в системе), и в то же время оно является «запрограммированным» в виде спектра возможностей путей развития. Развитие является внутренним фактором системы, то есть не навязывается, но инициируется и подчиняется индивидуальному ритму личности. Поэтому наша модель рассмотрена как процесс самоорганизации личности посредством своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии, автономности. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Внешняя инициатива сообщает о ценностях или антиценностях для переживания сознания, обеспечивая нравственный или безнравственный выбор решения. Умение искать смысл достигается посредством осмысления и переосмысления содержания деятельности.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Формирование внимания у младших школьников
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Особенно велико значение учебной деятельности для воспитания произвольного внимания. Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свой ...

Типология одиночества
В нашей работе уже говорилось о том, что классифицировать одиночество чрезвычайно трудно, так как это индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей. Поэтому традиционная классификация выглядит чрезвычайно бедно. 1. Одиночество как переживание, не выходящее за пределы нормы; 2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, ...

Необходимые условия для развития личности ребенка
Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет: «Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включ ...