Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения
подростков на основе ценностных ориентацийСтраница 1
Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детскими объединениями в разных движениях, организациях и союзах для формирования лично и общественно значимых интересов и удовлетворения потребностей в самоутверждении в обществе.
Модель, исходя из цели, с одной стороны, носит системный характер, определяя систему нравственно-правовых ценностей, содержание, систему взаимодействия педагога с подростками; с другой - синергетический характер, связанный с самоорганизацией, самокоррекцией развития, поведения и отношений подростка.
В центре модели находится личность подростка. Руководствуясь нашей моделью, личность органически вписывается как в психологическое, так и не психологическое пространство, которые также составляют структуру модели, и объединяет их. Личность подростка представляет собой саморегулирующую, самоорганизующую, самокорректирующую систему. Становление системы происходит в условиях её открытости, пребывания в кризисном состоянии. При этом новая структура (учащиеся, получившие определённый каркас ценностных ориентаций) в процессе эволюции и при сопровождающих её отклонениях должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости (необходимо развивать и закреплять положительный опыт). В период неравновесности личности как системы главное заключается, в воздействии на критические точки (то, на что направлено воздействие) старых структур (которые корректируются, изменяются, перевоспитываются).
В теории мы, моделируя любой педагогический процесс, особое внимание уделяем энергетическим процессам, которые несёт синергетика. Это происходит в неравновесных, открытых системах (социум, личность). В качестве источника энергии выступает информация различных видов. Все элементы модели связаны свойством переноса волновых процессов. Перенос осуществляется за счет «подкачки» энергии (воспитательное влияние, улица, друзья). Приток энергии идёт из внешней (хаотичной) среды. Обмен со средой происходит через все точки соприкосновения, вызывая активность, побуждая к перестройке установок. То есть неорганизованная среда выступает источником развития личности, выполняя конструктивную роль. Отсюда следует необходимость определенного каркаса методов работы с асоциальными подростками. Один метод даёт волну, которую можно усилить другими методами и формами, но не просто их набором, а основываясь на структуре модели, что обеспечит эффективность и логику их применения.
Новое появляется в результате бифуркации (ветвления путей развития в системе), и в то же время оно является «запрограммированным» в виде спектра возможностей путей развития. Развитие является внутренним фактором системы, то есть не навязывается, но инициируется и подчиняется индивидуальному ритму личности. Поэтому наша модель рассмотрена как процесс самоорганизации личности посредством своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии, автономности. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Внешняя инициатива сообщает о ценностях или антиценностях для переживания сознания, обеспечивая нравственный или безнравственный выбор решения. Умение искать смысл достигается посредством осмысления и переосмысления содержания деятельности.
Другое по теме:
Экспериментальное исследование вич-инфицированных на базе ГЦПиБ со СПИДом. Цели, задачи, методика исследования
Первым этапом опытно-экспериментального исследования социально-психологической помощи больным СПИДом являлся контент-анализ. При исследовании за основу были взяты методики В.Б. Шапаря.
Методика констатирующего этапа эксперимента включала в себя метод наблюдения, анализ диагностических данных, анализ документации центра ГЦПиБ со СПИДом.
Исследование проводилось в отделении Городского центра по ...
Внешнее выражение эмоций,
эмоциональные реакции
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через рети ...
Понятие конфликта, его сущность. Определение
конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассма ...


