Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения
подростков на основе ценностных ориентацийСтраница 3
Цели и задачи программы нами были сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного, познавательного и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). В их содержание мы включили следующее:
1. Создание воспитательного пространства для формирования социальных отношений, ценностных ориентаций, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности в социуме.
2. Создание педагогических условий, способствующих воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущим поколением за результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде.
4. Активизация общественно значимой деятельности учащихся через товарищескую заботу об окружающем мире.
В соответствии с подходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержание процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, на которые, при практической реализации, опирается воспитательно-коррекционная программа, выступили следующие:
1. Принцип целостности. Целостность характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным компонентам системы.
2. Принцип коммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов, согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как ее неотрывной части.
3. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность модели (системы) и упорядоченность взаимодействия её компонентов.
4. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление важный – системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления, реализации воспитательно-коррекционной программы, соответственно, и дальнейшего развития воспитательной системы.
5. Принцип развития. Процесс количественного и качественного изменения, обусловленного формированием нового интегративного свойства, и переход на более высокий уровень.
Совокупность данных принципов системного подхода и паттернов синергетического подхода даёт возможность направленного положительного влияния на личность подростка в процессе его развития, работая по принципу вытеснения и замещения отрицательных элементов, поскольку появление асоциальных установок и асоциального поведения представляет сложное негативное образование, состоящее из элементов, образующих взаимозависимые связи, создавая свою целостную систему, отрицательно влияющую на личность подростка в целом.
Методологическая значимость модели, разработка на её основе воспитательно-коррекционной программы состоит в следующем:
- система сама формирует свою границу функционирования;
- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно и альтернативно;
- открываются новые измерения в изучении стихийных процессов, внося в них элементы регулирования;
- воздействия должны отвечать гуманной сущности, в противном случае они разрушат уже имеющуюся самоорганизацию;
- опора на определённые особенности менталитета. Особенность российской ментальности заключается в её нравственно ориентированной поисковой деятельности.
Таким образом, мы разработали процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, педагогические условия эффективности ее реализации будут рассмотрены далее.
Другое по теме:
Факторы и условия,
влияющие на формирование агрессивного поведения
Исследование личности с отклоняющимся агрессивным поведением показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции установок, ценностно-нормативных представлений, рефферентных ориентаций. Заметное неблагополучие у этих людей выявляется в системе межличностных отношений.
Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в ко ...
Четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
Нижний уровень - специфические действия или мысли (specific acts or cognitions), индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности. Например, ...
Экспериментальное исследование вич-инфицированных на базе ГЦПиБ со СПИДом. Цели, задачи, методика исследования
Первым этапом опытно-экспериментального исследования социально-психологической помощи больным СПИДом являлся контент-анализ. При исследовании за основу были взяты методики В.Б. Шапаря.
Методика констатирующего этапа эксперимента включала в себя метод наблюдения, анализ диагностических данных, анализ документации центра ГЦПиБ со СПИДом.
Исследование проводилось в отделении Городского центра по ...


