Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Страница 3

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций

Цели и задачи программы нами были сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного, познавательного и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). В их содержание мы включили следующее:

1. Создание воспитательного пространства для формирования социальных отношений, ценностных ориентаций, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности в социуме.

2. Создание педагогических условий, способствующих воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущим поколением за результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде.

4. Активизация общественно значимой деятельности учащихся через товарищескую заботу об окружающем мире.

В соответствии с подходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержание процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, на которые, при практической реализации, опирается воспитательно-коррекционная программа, выступили следующие:

1. Принцип целостности. Целостность характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным компонентам системы.

2. Принцип коммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов, согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как ее неотрывной части.

3. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность модели (системы) и упорядоченность взаимодействия её компонентов.

4. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление важный – системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления, реализации воспитательно-коррекционной программы, соответственно, и дальнейшего развития воспитательной системы.

5. Принцип развития. Процесс количественного и качественного изменения, обусловленного формированием нового интегративного свойства, и переход на более высокий уровень.

Совокупность данных принципов системного подхода и паттернов синергетического подхода даёт возможность направленного положительного влияния на личность подростка в процессе его развития, работая по принципу вытеснения и замещения отрицательных элементов, поскольку появление асоциальных установок и асоциального поведения представляет сложное негативное образование, состоящее из элементов, образующих взаимозависимые связи, создавая свою целостную систему, отрицательно влияющую на личность подростка в целом.

Методологическая значимость модели, разработка на её основе воспитательно-коррекционной программы состоит в следующем:

- система сама формирует свою границу функционирования;

- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно и альтернативно;

- открываются новые измерения в изучении стихийных процессов, внося в них элементы регулирования;

- воздействия должны отвечать гуманной сущности, в противном случае они разрушат уже имеющуюся самоорганизацию;

- опора на определённые особенности менталитета. Особенность российской ментальности заключается в её нравственно ориентированной поисковой деятельности.

Таким образом, мы разработали процессуальную модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций, педагогические условия эффективности ее реализации будут рассмотрены далее.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Способы преодоления одиночества
Рассмотрев вопросы одиночества и его влияния на юношество и взрослых, обратимся к тому, каким образом можно помочь тем, кто его испытывает. Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании юношам и девушкам помощи нужно придерживаться принципа «золой середины», т.е. уделять им дост ...

Соотношение сознания и бессознательного в зарубежной психологии. Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются [15]. В сфере психического З. Фрейд вы ...

Обсуждение результатов исследования
Для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы, необходимо проанализировать проведенное исследование. 1 этап. Выявление предпочитаемых сфер профессиональной деятельности учащихся. Абсолютные результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся представлены в таблице №1 в Приложении 1. Проанализированные данные отображены на рисунке 1. Рис. 1. График предпочитаемых сфер ...