Теоретические концепции
о механизмах, природе агрессии и ее причинахСтраница 1
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу.
Этология и физиологические теории
Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. К.Лоренс, сравнивая подростков, начинающих драться со сверстниками при первом же знакомстве, с обезьянами, пришел к заключению, что человек, как один из видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. Эта простая “психогидравлическая модель” критиковалась как самим этологами так и психологами не только за рискованный перенос на человека результатов полученных в исследовании животных, или за утверждение о снижении уровня агрессии цивилизованного человека путем организации различных состязаний, но за недостаточную фактическую обоснованность.
Ломброзианство
К значительно более ранним по времени возникновения, но достаточно прочно укоренившимся в общественном сознании теориям можно отнести концепцию ломброзианства - врожденную моральную дефективность - одно из направлений криминологии, родоначальник которого является Чезаре Ломброзо. Он выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков - “антропологических стигматов”. Ломброзианство объясняет причины преступности биологическими врожденными особенностями личности преступника. Постепенно из области психиатрии и криминалистики такого рода представления о происхождении агрессии перекочевали в педагогику и психологию.
З.Фрейдом, одним из первых было заимствовано понятие “моральной дефективности”.
В отечественной психологии критический научный анализ учения о моральной дефективности мы находим в работах П.П. Блонского [2], который видит ее главный практический вред в том, что она освобождает педагогов от необходимости изучать ребенка, искать способы и пути его развития, освобождает от оказания педагогической поддержки, позволяет, образно говоря, “умыть руки”.
Л.С. Выготский [4] также отмечает, что “моральное несовершенство” есть понятие не биологическое, а социальное и что “никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких “оградительных, исправительных, карательных” мер, а только “удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия”.
Л.С. Выготский признает бесплодными, по отношению к жестоким агрессивным детям, попытки “морального обучения, моральной проповеди”.
Психоанализ
Принципиально иного взгляда на природу агрессии по сравнению с П.П. Блонским и Л.С. Выготским, придерживался крупнейший теоретик психоанализа З.Фрейд. Им было разработано положение о врожденном стремлении человека к разрушению - “инстинкте смерти”, имеющем характер биологического инстинкта и выполняющем функцию одного из ведущих, глубинных мотивов поведения человека и общества в целом. В первоначальном варианте психоаналитической теории З.Фрейда агрессия трактовалась как составная часть, так называемого, “Я-влечения”, однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны Фрейд ввел в свою теорию в виде “влечения к смерти” самостоятельное агрессивное влечение. З.Фрейд, указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Как отмечает З.Фрейд, разрушительному стремлению можно только придать безобидные цивилизованные формы разрядки (различные состязания, спортивные соревнования, конкуренция). Эффект “очищения” (катарсиса), вызываемый агрессией, З.Фрейд оценивал весьма пессимистично, считая его незначительным, не долговечным. Традиционный психоанализ, вслед за З.Фрейдом, постулировал биологическую врожденную природу агрессивности, присущую человеку в качестве неотъемлемой его составляющей. Возбуждение влечения к разрушению по Фрейду происходит не из внешней среды, а изнутри самого организма. Агрессия, подавляемая запретами и ограничениями, которые налагает общество на поведение личности, оказывается причиной невроза.
Значительные изменения претерпели представления о природе человеческой агрессии в работах психоаналитика Альфреда Адлера. Первоначально выдвинутый А.Адлером постулат о врожденном стремлении к власти, к превосходству над другими в последних его работах подвергается существенному пересмотру в связи с тем, что эта идея вступила в противоречие с рядом вновь выдвинутых А.Адлером идей, направленных на то, чтобы преодолеть фрейдистский принцип изначальной враждебности индивида и общества. А.Адлер вводит понятие особого врожденного побуждения ребенка - потребности в привязанности. Если для З.Фрейда агрессивность является естественным качеством личности, то для А.Адлера агрессивность - это качество, которое свидетельствует о патологическом перерождении личности.
Другое по теме:
Период младенчества. Условия развития младенца. Младенец и взрослый
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для х ...
Стресс
Обсуждение вопроса о классификации и содержательной характеристике разных видов функциональных состояний невозможно без обращения к проблематике изучения стресса [144; 207; 331]. Однако чрезвычайная расплывчатость этого термина [136; 242], взятого из контекста физиологических исследований и распространенного на объяснение поведения человека в самых разнообразных жизненных ситуациях [264; 341], н ...
Выводы
ü Существуют различия в стиле поведения в семейных конфликтах между мужчинами и женщинами: у мужчин более выражен стиль соперничество и менее приспособление, чем у женщин.
ü Не существуют различия между стилем поведения супругов в конфликтных ситуациях на разных этапах супружества
ü Существует зависимость между стилем поведения в конфликтных ситуациях и характером взаимодействия ...