Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Страница 1

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах

Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу.

Этология и физиологические теории

Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. К.Лоренс, сравнивая подростков, начинающих драться со сверстниками при первом же знакомстве, с обезьянами, пришел к заключению, что человек, как один из видов животного мира, обладает инстинктом агрессии. Эта простая “психогидравлическая модель” критиковалась как самим этологами так и психологами не только за рискованный перенос на человека результатов полученных в исследовании животных, или за утверждение о снижении уровня агрессии цивилизованного человека путем организации различных состязаний, но за недостаточную фактическую обоснованность.

Ломброзианство

К значительно более ранним по времени возникновения, но достаточно прочно укоренившимся в общественном сознании теориям можно отнести концепцию ломброзианства - врожденную моральную дефективность - одно из направлений криминологии, родоначальник которого является Чезаре Ломброзо. Он выдвинул положение о существовании особого типа человека, предрасположенного к совершению преступлений в силу определенных биологических признаков - “антропологических стигматов”. Ломброзианство объясняет причины преступности биологическими врожденными особенностями личности преступника. Постепенно из области психиатрии и криминалистики такого рода представления о происхождении агрессии перекочевали в педагогику и психологию.

З.Фрейдом, одним из первых было заимствовано понятие “моральной дефективности”.

В отечественной психологии критический научный анализ учения о моральной дефективности мы находим в работах П.П. Блонского [2], который видит ее главный практический вред в том, что она освобождает педагогов от необходимости изучать ребенка, искать способы и пути его развития, освобождает от оказания педагогической поддержки, позволяет, образно говоря, “умыть руки”.

Л.С. Выготский [4] также отмечает, что “моральное несовершенство” есть понятие не биологическое, а социальное и что “никакой особой педагогики такие дети не требуют, никаких “оградительных, исправительных, карательных” мер, а только “удвоенного социального внимания и учетверенного воспитательного воздействия”.

Л.С. Выготский признает бесплодными, по отношению к жестоким агрессивным детям, попытки “морального обучения, моральной проповеди”.

Психоанализ

Принципиально иного взгляда на природу агрессии по сравнению с П.П. Блонским и Л.С. Выготским, придерживался крупнейший теоретик психоанализа З.Фрейд. Им было разработано положение о врожденном стремлении человека к разрушению - “инстинкте смерти”, имеющем характер биологического инстинкта и выполняющем функцию одного из ведущих, глубинных мотивов поведения человека и общества в целом. В первоначальном варианте психоаналитической теории З.Фрейда агрессия трактовалась как составная часть, так называемого, “Я-влечения”, однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны Фрейд ввел в свою теорию в виде “влечения к смерти” самостоятельное агрессивное влечение. З.Фрейд, указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Как отмечает З.Фрейд, разрушительному стремлению можно только придать безобидные цивилизованные формы разрядки (различные состязания, спортивные соревнования, конкуренция). Эффект “очищения” (катарсиса), вызываемый агрессией, З.Фрейд оценивал весьма пессимистично, считая его незначительным, не долговечным. Традиционный психоанализ, вслед за З.Фрейдом, постулировал биологическую врожденную природу агрессивности, присущую человеку в качестве неотъемлемой его составляющей. Возбуждение влечения к разрушению по Фрейду происходит не из внешней среды, а изнутри самого организма. Агрессия, подавляемая запретами и ограничениями, которые налагает общество на поведение личности, оказывается причиной невроза.

Значительные изменения претерпели представления о природе человеческой агрессии в работах психоаналитика Альфреда Адлера. Первоначально выдвинутый А.Адлером постулат о врожденном стремлении к власти, к превосходству над другими в последних его работах подвергается существенному пересмотру в связи с тем, что эта идея вступила в противоречие с рядом вновь выдвинутых А.Адлером идей, направленных на то, чтобы преодолеть фрейдистский принцип изначальной враждебности индивида и общества. А.Адлер вводит понятие особого врожденного побуждения ребенка - потребности в привязанности. Если для З.Фрейда агрессивность является естественным качеством личности, то для А.Адлера агрессивность - это качество, которое свидетельствует о патологическом перерождении личности.

Страницы: 1 2 3 4
киноплёнка 8 мм

Другое по теме:

Конфликты в обществе
Общество как сложный социальный организм живет и развивает­ся по своим законам. В нем, как и в любой другой социальной систе­ме, возникают конфликты. Объективной основой возникновения конфликтов в обществе яв­ляется наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого рода - нациями, го­сударствами, классами (социальными группами), партиями, союз ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...

Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах К. Ясперса
К. Ясперс, немецкий философ, представитель экзистенциальной психологии, психиатр. Утверждал, что термин «сознание» имеет троякое значение. Во-первых, он подразумевает осознание собственных переживаний — в противоположность тому, что пребывает за пределами сознания. Во-вторых, он подразумевает осознание объекта, знание о чем-то предметном и внешнем — в противоположность неосознанным субъективным ...