Теоретические концепции
о механизмах, природе агрессии и ее причинахСтраница 2
К.Бютнер вслед за психоаналитиками, анализируя проблему ужасов и насилия в видеофильмах, отмечает наличие связи между, “неутолимым тяготением к страху, бессмысленной жестокости” и пережитыми когда-то лично травмами и связанными с ними желаниями мести и расплаты во всей их накопленной с годами тяжести”.
Заключая рассмотрение психоаналитической теории следует отметить, что она внесла большой вклад в рассмотрение глубинных подсознательных механизмов агрессивных проявлений человека, особенно когда существуют отклонения от нормы, отчего психоанализ и получил в свое время на Западе такое широкое распространение.
Бихевиоризм
С конца 70-х годов отмечается свободный отходя от стратегий исследования человеческой агрессии, основывавшихся на инстинктивистских моделях понимания данного психологического феномена. Различные аспекты проблемы человеческой агрессии широко разрабатываются и в русле другого традиционного направления -бихевиоризма. Американские психологи, придерживающиеся бихевиористских позиций (А.Бандура, А.Басс) склонны говорить об агрессивном поведении, т.е. об открытых, внешне выраженных действиях, активных, инициативных и всегда приносящих объекту (человеку, животному, а в некоторых случаях и неодушевленному предмету) какой-то вред. Многие представители данного направления считают агрессию результатом научения, “выученными реакциями”. По представлениям сторонников этой теории, агрессивность - продукт самого обыкновенного обучения. Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека.
А.Басс указывает на существование целого ряда факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Это, во-первых, частота и интенсивность случаев, в которых индивид был фрустрирован, раздражен; во-вторых, частота достижения успеха путем агрессии; в-третьих, он называет культурные и субкультурные нормы, которые усвоены человеком и могут облегчать развитие у него агрессивности; в-четвертых, особенности темперамента, такие как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности.
В работах А.Бандуры, также выполненных в традициях поведенческого направления в психологии, подчеркивается, что для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности: субъект должен иметь перед собой пример агрессивного поведения в качестве образца для обучения и подражания.
В бихевиоризме человеческое поведение ориентировано на образец и на то, что успех повышает мотивацию к агрессии. Решающую роль в формировании агрессивного поведения А.Бандура отводит научению посредством наблюдения. А.Бандура считает, что люди, особенно дети, легко овладевают образцами агрессивного поведения посредством наблюдения за поведением других людей и его последствий для них вырабатывая при этом стратегию и тактику своих последующих действий. Рассматривая современное западное общество, он делает вывод, что агрессивное поведение приобретается там, главным образом, их трех основных источников: а) семьи; б) ближайшего социального окружения (субкультуры); в) так называемого символического моделирования, обеспечиваемого посредством телевидения и т.п. А.Бандура тонко дифференцируя подкрепления, полагает, что в межличностных отношениях в качестве подкрепления могут выступать внимание, отвержение, словесное одобрение.
Достоинством работ А.Бандуры, на наш взгляд, является высокая культура проводимого им лабораторного эксперимента, определенная “либеризация” принципов бихевиоризма, убедительная экспериментальная критика основных положений психоаналитической теории.
В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения и его коррекции.
Н.Д. Левитов [12] указывает, что бихевиористский подход к изучению агрессии содержит целый ряд важных положений: учет различий между разными ее видами (физической, вербальной, прямой, косвенной), разведение таких личностных свойств как враждебность и агрессивность, уточнение роли ряда условий воспитания и обучения в формировании агрессивного поведения и др. Вместе с тем основным пробелом большинства выполненных в данном направлении работ можно назвать дефицит внимания к тем изменениям, которые возникают в психическом состоянии испытуемых при агрессии, в их личности под влиянием тех или иных условий воспитания или эксперимента, к особенностям мотивационно-потребностной сферы ребенка и его отношению к происходящему и к себе.
Теория фрустрации
Другое по теме:
Интерпретация полученных результатов
По графику №1 стили конфликтного поведения выявлено: у мужчин в большей степени выражен стиль конфликтного поведения соперничество, у женщин - в меньшей степени. Такой стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. У мужчин в меньшей степени в ...
Проблема гиперактивности в психологических исследованиях. История
изучения синдрома гиперактивности
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [1,14,16,23].
Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались мног ...
Дошкольная программа
Группы из 610 детей со слуховыми нарушениями занимаются от 3 до 5 часов ежедневно. Обычно начинают эту программу с 3х лет и остаются в ней минимум 3 года. Процент интегрированных детей увеличивается, если терапию начинают ранее, или, если продолжают терапию ещё несколько лет после 1го класса.
Руководитель группы и индивидуальный терапевт несут ответственность за занятия ребёнка. Родители не обя ...