Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Страница 3

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах

Новый взгляд на истоки и причины агрессивного поведения у людей появился в XX в. в теории фрустрации. В ней агрессивность рассматривается как прижизненно приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей.

Ее предшественником считают У.Мак Дауголла, который определяя инстинкт агрессивности, включает туда: “Предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции”. Этой формулировкой Мак Доуголл фактически предвосхитил точку зрения фрустрационной теории агрессии Долларда и его коллег.

Наряду с этим в американской психологической литературе очень распространена тенденция из числа реакций на фрустрацию выделять особо агрессию вплоть до попытки всякую агрессию истолковывать как выход из, фрустрации. В противоположность концепциям влечения в фрустрационной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс, а не устойчивое личностное поведение. В ней большая роль отводится процессу замещения - прямая агрессия, причиной которой является определенный человек, заменяется косвенной. Важная идея этой теории - это заимствованный из психоанализа феномен катарсиса, когда накопившаяся агрессивная энергия, разряжаясь через физическое или моральное выражение враждебных тенденций, приводит к снижению уровня напряжения и ослаблению готовности к агрессии.

В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Д. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий возникающих на пути целенаправленных действий субъекта или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремится. Д.Доллард и Н.Миллер (1939) считают, что индивидуум, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем сильнее стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается тогда в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует.

Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Однако оба эти положения не полностью подтверждаются практикой. Но вместе с тем нельзя не согласиться, что фрустрации принадлежит роль одного из источников, способных вызывать агрессивное поведение.

А.Бандура считает, что теория фрустрации через агрессию, по которой агрессия есть временная реакция на фрустрацию, глубоко пессимистична, так как человек в ней рассматривается как источник агрессивной энергии, которая требует периодического выхода.

Основываясь на многочисленных данных экспериментального исследования агрессии, проведенных как им самим, так и другими авторами, А.Бандура полагает, что агрессию возможно объяснить не на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает, а лишь на основе вознаграждающих ее последствии.

Когнитивная теория научения

Четвертая, самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения.

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1) оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных;

2) наличия фрустрации;

3) наличия эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться;

4) наличия подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности - приписываемых другому лицу намерения, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий со стороны других людей и самооценки внешних проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.

Источники торможения агрессии в соответствии с этой теорией могут быть как внешними, так и внутренними. В качестве примера внешних источников называется страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника - переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Опытно-экспериментальное исследование качественных особенностей развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения. Качественные особенности развития памяти и протекания мнемических процессо
Первая серия была направлена уровень запоминания зрительных образов. В первом задании детям предлагалось запомнить три геометрические фигуры, а затем найти их среди других геометрических фигур, расположенных в случайном порядке, за определенное количество времени. Результативность действий детей оценивалась в соответствии с одним из уровней. Первый (высокий) уровень – ребенок узнал на картинке ...

Виды коммуникационных барьеров. Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: 1. социального поло ...

Вывод
1. Феномен суицидальной активности рассматривается как в общих трех подходах: социологический, психопатологический и социально-психологический. Так и как объяснение суицидальной активности (термин разработанный школой Ю.Р. Вагина) в рамках авитальной активности. 2. Для подросткового возраста, в отличие от других возрастных форм, характерны такие особенности, как период интенсивных психологическ ...