Методы и средства воспитания личного состава в процессе формирования морально-психологических качеств воина современной армии. Методы воспитательной работы в армии

Психология » Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках » Методы и средства воспитания личного состава в процессе формирования морально-психологических качеств воина современной армии. Методы воспитательной работы в армии

В воспитании военнослужащих современной российской армии используются следующие методы:

· методы изучения объектов воспи­тания: целенаправленное наблю­дение за объектом воспитания; изучение личности по документам; биографический метод; анализ практической деятельности воен­нослужащих; изучение и анализ независимых характеристик; тес­тирование; письменные и устные опросы; индивидуальные (группо­вые) беседы;

· методы воспитательных воздей­ствий и их взаимодействий: убежде­ние; пример; упражнение; привле­чение военнослужащих к различ­ным видам деятельности; поощре­ние; критика и самокритика; при­нуждение;

· методы профилактики и перевос­питания личного состава: переучи­вание; переубеждение; «рекон­струкция характера»; «разрыв не­желательных контактов»; критика и самокритика; самоисправление.

В повседневной практике офицеру-воспитателю важно знать закономер­ности воспитательного процесса, их основные принципы и умело их использовать. Основными принципами являют­ся: гуманистическая направлен­ность и целеустремленность вос­питательного процесса; организа­ция воспитания в процессе воинс­кой деятельности, ратного труда; сочетание высокой требователь­ности к личности с проявлением уважения ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания че­рез коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход, согла­сованность и преемственность в воспитании; комплексный и оп­тимальный подход; опора на поло­жительное.

Важную роль в системе воспита­ния играют воспитательные сред­ства, к которым относятся: мо­ральное и материальное стимули­рование, формирование педагоги­ческой среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следую­щих основных формах воспита­тельной работы с военнослужащи­ми: индивидуальные и коллективные беседы; различные виды информирования военнослу­жащих; лекции; вечера вопросов и ответов; собрания и совещания; пропаганда передового опыта; на­учно-практические конференции; тематические вечера; диспуты и т.д.

Применение методов, принци­пов, средств и форм воспитания осуществляется комплексно и позволяет обеспе­чить качественное функциониро­вание системы воспитания, дос­тичь необходимого уровня ее эф­фективности.

Реализация целей и задач воспи­тания военнослужащих, проходя­щих военную службу, в том числе и по контракту, обеспечивается совместными уси­лиями командиров; воспитатель­ных и других органов; всех воен­нослужащих; воинских коллекти­вов; общественных институтов; се­мей военнослужащих и др. - одним словом, всех, кто участвует в вос­питательном процессе. Централь­ная роль среди них отводится ко­мандирам. В общевоинских уста­вах особо подчеркивается, что вос­питание является приоритетной обязанностью каждого военного руководителя - они должны быть непосредственными организатора­ми и участниками всей проводи­мой в подразделениях воспита­тельной работы.

Субъектом воспитательного про­цесса считается командир (на­чальник), а объектом - различные категории военнослужащих и во­инские коллективы. В условиях единоначалия, централизованной иерархической структуры Воору­женных Сил РФ такого рода субъект-объектные отношения прием­лемы. Однако в современных ус­ловиях при решении сложных воспитательных задач и, особенно при переходе частей на службу по контракту, все чаще требуются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактив­ность и взаимодействие контракт­ников, выступающих в качестве его полноправных участников. Та­кой характер взаимоотношений стимулирует активность, как ко­мандира, так и подчиненного. При этом любой военнослужащий имеет возможность раскрыть себя, проявить свой творческий потен­циал. Воспитание становится пло­дотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам военнослужащего. В этом случае объект воспитания не только пра­вильно понимает требование вос­питателя, но и активно исполняет их.

Содержательная сторона воспи­тательной деятельности в (части) подразделении обусловлена его це­лями и интересами военной служ­бы. Она основывается на опыте и традициях современной цивилиза­ции, Отечества и Вооруженных Сил России, на сущности челове­ческой природы самого военнослужащего как высшей социальной ценности.

Таким образом, комплексное воспитание отражает содержатель­ную сторону единого воспитатель­ного процесса, построенного на идее российского государственно­го патриотизма, верности воинско­му долгу и готовности защитить Родину. Все это дает возможность офицеру воспитывать военнослужащего как личность, в которой гармо­нично развиваются такие характе­ристики, как индивид, субъект во­инского труда, индивидуальность.

Другое по теме:

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.
Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. ...

Определение психологической коррекции
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. ...

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе педагогического эксперимента. Отличительн ...