Методы и средства воспитания личного состава в процессе формирования морально-психологических качеств воина современной армии. Методы воспитательной работы в армии

Психология » Особенности индивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках » Методы и средства воспитания личного состава в процессе формирования морально-психологических качеств воина современной армии. Методы воспитательной работы в армии

В воспитании военнослужащих современной российской армии используются следующие методы:

· методы изучения объектов воспи­тания: целенаправленное наблю­дение за объектом воспитания; изучение личности по документам; биографический метод; анализ практической деятельности воен­нослужащих; изучение и анализ независимых характеристик; тес­тирование; письменные и устные опросы; индивидуальные (группо­вые) беседы;

· методы воспитательных воздей­ствий и их взаимодействий: убежде­ние; пример; упражнение; привле­чение военнослужащих к различ­ным видам деятельности; поощре­ние; критика и самокритика; при­нуждение;

· методы профилактики и перевос­питания личного состава: переучи­вание; переубеждение; «рекон­струкция характера»; «разрыв не­желательных контактов»; критика и самокритика; самоисправление.

В повседневной практике офицеру-воспитателю важно знать закономер­ности воспитательного процесса, их основные принципы и умело их использовать. Основными принципами являют­ся: гуманистическая направлен­ность и целеустремленность вос­питательного процесса; организа­ция воспитания в процессе воинс­кой деятельности, ратного труда; сочетание высокой требователь­ности к личности с проявлением уважения ее достоинства и заботой о ней; организация воспитания че­рез коллектив; индивидуальный и дифференциальный подход, согла­сованность и преемственность в воспитании; комплексный и оп­тимальный подход; опора на поло­жительное.

Важную роль в системе воспита­ния играют воспитательные сред­ства, к которым относятся: мо­ральное и материальное стимули­рование, формирование педагоги­ческой среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следую­щих основных формах воспита­тельной работы с военнослужащи­ми: индивидуальные и коллективные беседы; различные виды информирования военнослу­жащих; лекции; вечера вопросов и ответов; собрания и совещания; пропаганда передового опыта; на­учно-практические конференции; тематические вечера; диспуты и т.д.

Применение методов, принци­пов, средств и форм воспитания осуществляется комплексно и позволяет обеспе­чить качественное функциониро­вание системы воспитания, дос­тичь необходимого уровня ее эф­фективности.

Реализация целей и задач воспи­тания военнослужащих, проходя­щих военную службу, в том числе и по контракту, обеспечивается совместными уси­лиями командиров; воспитатель­ных и других органов; всех воен­нослужащих; воинских коллекти­вов; общественных институтов; се­мей военнослужащих и др. - одним словом, всех, кто участвует в вос­питательном процессе. Централь­ная роль среди них отводится ко­мандирам. В общевоинских уста­вах особо подчеркивается, что вос­питание является приоритетной обязанностью каждого военного руководителя - они должны быть непосредственными организатора­ми и участниками всей проводи­мой в подразделениях воспита­тельной работы.

Субъектом воспитательного про­цесса считается командир (на­чальник), а объектом - различные категории военнослужащих и во­инские коллективы. В условиях единоначалия, централизованной иерархической структуры Воору­женных Сил РФ такого рода субъект-объектные отношения прием­лемы. Однако в современных ус­ловиях при решении сложных воспитательных задач и, особенно при переходе частей на службу по контракту, все чаще требуются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактив­ность и взаимодействие контракт­ников, выступающих в качестве его полноправных участников. Та­кой характер взаимоотношений стимулирует активность, как ко­мандира, так и подчиненного. При этом любой военнослужащий имеет возможность раскрыть себя, проявить свой творческий потен­циал. Воспитание становится пло­дотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам военнослужащего. В этом случае объект воспитания не только пра­вильно понимает требование вос­питателя, но и активно исполняет их.

Содержательная сторона воспи­тательной деятельности в (части) подразделении обусловлена его це­лями и интересами военной служ­бы. Она основывается на опыте и традициях современной цивилиза­ции, Отечества и Вооруженных Сил России, на сущности челове­ческой природы самого военнослужащего как высшей социальной ценности.

Таким образом, комплексное воспитание отражает содержатель­ную сторону единого воспитатель­ного процесса, построенного на идее российского государственно­го патриотизма, верности воинско­му долгу и готовности защитить Родину. Все это дает возможность офицеру воспитывать военнослужащего как личность, в которой гармо­нично развиваются такие характе­ристики, как индивид, субъект во­инского труда, индивидуальность.

Другое по теме:

Наркотики и медитация
К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на сан ...

Реакция эмоционального дисбаланса
1. Реакция эмоционального дисбаланса характеризуется отчетливым превалированием отрицательной гаммы эмоций. Общий фон настроения снижен. Человек ощущает чувство дискомфорта той или иной степени выраженности. Иные переживания (такие, как подавленность, раздражительность, тоскливость, беспомощность, наблюдающиеся так же и в картине других типов ситуационной реакции) выражены обычно слабо и общей к ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...