Основы понимания духовного кризисаСтраница 2
Родившись, получив образование и начав профессиональную деятельность в Чехословакии, Гроф в 1967 г. переезжает в США и продолжает свою деятельность в Центре психологических исследований штата Мериленд. За 17 лет работы там (с 1967 по 1984) он проводит более 3000 сеансов ЛСД-терапии. Этот термин, введённый им для обозначения целенаправленного терапевтического использования ЛСД-25, стал общеупотребительным [10, С.3]. Публикуя первую из серии книг, посвящённых полученному в ходе своей деятельности материалу, он отмечает следующее.
"Я предлагаю эту книгу коллегам по профессии и широкой публике с некоторыми смешанными чувствами и не без колебаний. Я целиком осознаю, насколько удивительными и необычными могут показаться некоторые разделы читателю, не имевшему непосредственного опыта работы с психоделиками или не пережившему какого-либо опыта изменённого состояния сознания. По своему личному развитию я знаю, насколько трудно для меня было рассмотреть серьёзно и принять скрытый смысл и значение некоторых экстраординарных наблюдений, имевших место во время сеансов ЛСД. Я сопротивлялся наплыву новых революционных данных, воздействию которых я подвергался в своей повседневной клинической работе, и пытался объяснить их в пределах принятых теоретических рамок, пока моя тенденция защитить традиционные пути мышления не была сломлена и подавлена обилием неоспоримых клинических фактов" [10, С.235].
В свете вопроса о понимании духовного кризиса, особого внимания заслуживает разработанная Грофом картография психических переживаний, являющихся в изменённых состояниях сознания, вызванных как употреблением психоактивных препаратов и использованием определённых психических техник, так и спонтанно прорывающихся в период духовных кризисов. Она состоит из трёх основных категорий [9, С.34-42]:
1. Биографическая категория. Повторное переживание травматических событий жизненной истории. Критические ситуации детства, физическое и сексуальное насилие, утрата родителя или любимого человека, близкое соприкосновение со смертью, болезнь или хирургическая операция и т.д.
2. Перинатальная категория (от греч.peri. – "возле, около" и лат. natal - "относящийся к рождению"). Её переживания сосредоточены вокруг тем умирания и возрождения и разворачиваются в структурах, столь тесно связанных с биологическим рождением, что кажутся связанными с пробуждением памяти о собственном появлении на свет.
3. "Надличностная" категория. Переживания связанные с трансцендированием – выходом за пределы обычных границ личности. То, что относится к разряду духовного, мистического, оккультного, паранормального.
Биографическая категория не нуждается в особом рассмотрении, т.к. её представления о ней широко распространились под влиянием идей З.Фрейда. Можно лишь сказать, что Гроф вводит понятие Систем Конденсированного Опыта (СКО). Его суть заключается в том, что биографический опыт образует определённые сгущения, состоящие из самого опыта и связанных с ним воспоминаний. Эти сгущения напоминают луковицы, верхние слои которой образует относительно более поздний опыт. Глубже находится опыт раннего детства. Организующим же зерном его служат переживания, относящиеся к другим категориям – перинатальной и надличностной [10, С. 51-86].
Перинатальные переживания представляют собой перекресток между индивидуальным и трансперсональным (надличностным). Их содержание делится на четыре основных уровня – четыре Базовые Перинатальные Матрицы (БПМ I – IV). Они формируют основу, на которую укладываются различные эпизоды жизненного опыта. Также можно увидеть их отчётливую связь с определёнными эрогенными зонами, специфическими психопатологическими синдромами и психосоматическими нарушениями. БПМ динамически связаны между собой и их динамика определяет динамику трансформирующих процессов, наблюдаемых в изменённых состояниях сознания, религиозно-мистических ритуалах и явлениях духовных кризисов [10, С.93-99].
БПМ I. Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Без вмешательства вредных стимулов, условия для ребенка оптимальны – безопасность, защита, подходящее окружение, удовлетворение всех потребностей [10, С.103].
БПМ II. Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен вначале посредством химических влияний, позднее – механическим путем, периодическими схватками. Создается ситуация полной неопределенности и жизненной угрозы с различными признаками физического дискомфорта. В этой фазе маточные схватки захватывают плод, но шейка матки закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический антагонизм и конфликт [10, С.114].
Другое по теме:
Проблематика личности в социальной психологии
Проблематика личности является междисциплинарной. Феномен личности исследуется многими науками: философией, социологией, культурологией, психологией и конечно же социальной психологией. Специфика социально-психологического подхода к исследованию личности – в изучении конкретных групп и конкретных систем деятельности, в которые включен индивид, и анализ групп (и конкретных систем деятельности), в ...
Семантический барьер
Семантический барьер непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам:
1. любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;
2. «смысловые» поля у разных людей разные;
3. зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капу ...
Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образование ...


