Основы понимания духовного кризиса
Страница 1

На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классический труд, обосновывающий важность религиозного опыта в человеческой жизни и дающий примеры описания случаев духовного кризиса и их разрешения, ведущего к более целостной жизни.

Джемс критикует медицинский материализм, объясняющий религиозный опыт следствием патологических процессов. Единственными критериями для оценки подобного опыта, по его мнению, должны быть непосредственная уверенность, философская разумность и нравственная плодотворность [12, С.31]. Он считает, что религиозный опыт не может быть опровергнут путём рационального мышления, так как интуитивная уверенность в нём, человека его пережившего, намного сильнее всех возможных логических доводов [12, С.71]. Этот опыт также обладает огромным потенциалом, помогающим преодолевать существующие в жизни страдания [12, С.55].

По Джемсу, основой, приводящей к состоянию, которое позже получило название "духовного кризиса", является наличие в сознании переживающих его людей обострённого ощущения существующего в мире зла. Таким людям необходимо пройти через "второе рождение", чтобы достичь принятия жизни, несмотря на существующее в ней зло [12, С.111-138].

Есть также и другая категория людей, испытывающих религиозно-мистические переживания. Они не придают значения проблеме зла и полны возвышенных восторгов. [12, С.73-110]. Но их система взглядов эффективна до определённого момента. Очень легко она может рассыпаться в прах, и человек будет вынужден столкнуться лицом к лицу со злом [12, С.137-138].

Джемс отмечает, что при явлениях религиозного душевного возрождения процесс может развиваться двумя путями – путём лизиса, т.е. постепенно, и путём кризиса, т.е. скачком [12, С.153]. Им описаны явления борьбы между высшими и низшими побуждениями, происходящими в этом процессе, а также сознательный отказ от своей воли и сопротивления процессу как фактор разрешения кризиса [12, С.171-177].

Индуистская и буддистская йога, практики суфиев, упражнения католического святого Игнатия Лойолы и другие средства обретения мистического опыта рассматриваются Джемсом как способы достижения более целостных и удовлетворяющих состояний сознания [12, С.319-333]. Также он приводит параллели между состояниями, достигаемыми при их помощи и откровениями, происходящими при употреблении психоактивных веществ [12, С.311]. Ещё одним метким предположением Джемса была увиденная им связь между алкоголизмом и жаждой духовных переживаний [12, С.308-309].

Джемс приходит к выводу, что "сознательное "я" человека является непосредственным продолжением более широкого по объёму "я", которое в критические моменты порождает спасительный опыт и даёт положительное содержание религиозному переживанию" [12, С.408]. Относительно этого " более широкого по объёму "я"" он предлагает следующую гипотезу.

"Последние пределы нашего существа пребывают, как мне кажется, в совершенно иной области бытия, чем чувственный и постигаемый мир.

Эту область можно назвать мистической или сверхъестественной. В большинстве своём наши духовные стремления, по-видимому, зарождаются именно в этой области; иначе они не могли бы овладевать нами таким образом, что мы не в состоянии объяснить себе их появление. Поэтому следует признать, что мы принадлежим к этой области в гораздо большей степени и в гораздо более интимном смысле, чем к видимому миру, потому что мы больше и интимнее всего живём в том мире, где живут и родятся наши духовные стремления и идеалы. Но этот невидимый мир не только идеален, - он имеет также влияние на видимый мир и воздействует на него. Общение с этим невидимым миром есть реальный процесс с реальными результатами, отражающимися на конечной человеческой личности тем, что она обновляется коренным образом, и это возрождение человека, отражается через его жизненное поведение известными последствиями на событиях естественного мира" [12, С.408-409].

Взгляды, схожие с взглядами Уильяма Джемса, мы можем встретить в различных школах психотерапии, занимающихся проблемами духовного кризиса. Например, в аналитической психологии К.Г.Юнга и в психосинтезе Р.Ассаджиоли (см. гл. 3), а также у С.Грофа.

Станислав Гроф (р. 1931) начинал работать как традиционный психиатр и фрейдиски ориентированный психоаналитик. Приняв участие в психоделическом сеансе, связанном с употреблением в учебных целях диэтиламида d-лизергиновой кислоты (ЛСД-25), он получил необычные мощные переживания, которые привлекли его внимание к изучению изменённых состояний сознания – как собственных, так и других, - индуцированных различными средствами. Эти исследования убедили его, что известное ему до этого понимание человеческой психики является поверхностным и не способно объяснить наблюдаемые им феномены. Он также понял, что многие из состояний, которые считались проявлением психических заболеваний, в действительности являются проявлениями процесса самоисцеления души и тела [8, С.19].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Измененные состояния сознания
По определению А.Людвига, измененные состояния сознания представляют собой качественные отклонения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемых человеком или отмечаемых наблюдателями. Индивид отдает себе отчет об изменении характеристик ощущения, восприятия, самоконтроля и самосознания. К измененным ...

Психологическая мысль в новое время (XVII век)
Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великим триумфом механики, ставшей “царицей наук”. Ее понятия и объяснительные принципы создали сперва геометро-механическую (Галилеи), а затем-динамическую (Ньютон) картину природы. В нее вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами. Первый набросок психологической теории, о ...

Сферы, этапы и институты социализации
Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности: · деятельность; · общение; · развитие самосознание (1). В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения. Одновременно происходит расширение контактов чело ...