Роль и типы подростковых групп
Страница 1

Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестёрка», которым все помыкают. Состав групп стабилен, приём новых членов сопряжён с особыми «испытаниями» или ритуалами. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой «язык», свои клички, обряды. Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечётким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо чётких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в неё.

Группа защищает подростка, даёт ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему жёсткие требования. Группа создаёт особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение.

Желание добиться признания со стороны сверстников оказывает серьёзное влияние на нравственное развитие подростка. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе ровесников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников[29].

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой «групповой зависимости» - когда, например, влечение к алкоголю вспыхивает только когда подросток попадает в «свою» группу. Отрыв от «своей» группы сразу же прекращает алкоголизацию.

Ранняя алкоголизация часто возникает поначалу как одно из проявлений деликвентности.

Под деликвентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат. Delinguo - совершить проступок), отличающихся от криминала, т. е. наказуемых согласно Уголовному кодексу серьёзных правонарушений и преступлений.

Деликвентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей. Реже встречается мошенничество, “домашние кражи” небольших сумм денег.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.д.). Изощрённую жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки; жестокость для них сплав мести, самоутверждения и самопроверки: меня все считают слабым, а я вот что могу!

Подростковые акты жестокости, как правило, совершаются сообща в группе. Роль каждого в отдельности устраняется («А я что? Я-как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Воспитание как общественное явление. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать» – это значит направлять развитие субъективного мира человека в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вм ...

Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образование ...

Результаты исследования
Исследования показали, что люди, умеренно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху и достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скром ...