Асинхрония развития
Страница 3

Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду.

В психотравмирующих условиях воспитания, преобладают жестокость либо грубая авторитарность нередко формируется невротическое развитие личности, при котором задержка психического развития будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости. Задержка психического развития церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Причины церебрально-органических форм задержки психического развития (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в ряде случаев м. напоминать шизофрению. В других случаях дети имеющие выраженные нарушения рения и уо или слепоту и нарушение речи м. квалифицироваться как слепоглухие. Дифференцированная диагностика призвана отличить детей со схожими состояниями, отличающиеся большой сложностью, т.к. при множественных нарушениях трудно отличить уо от выраженной педагогической запущенности, свойственное многим детям с бисенсорными нарушениями от ЗПР. В области тифлосурдопсихологии дифференцирована диагностика направлена на дифференциацию детей с резидуальным зрением и слухом, на выявление хода развития детей, в связи с решением вопросов реабилитации. Созданная концепция Григорьевой основывается на принципах единства биологического и социального в развитии ребенка, системности в развитии восприятия и дифференцированного подхода в диагностических обследованиях. Согласно принципу дифференцированного подхода в диагностике, во-первых, необходимо определить сложность, диагностику состояний и прогноз компенсации, во-вторых, особое значение имеет исследование уровня интеллектуального развития, во многих случаях сенсорные дефекты сочетаются с органической патологией ЦНС, приводящей к ЗПР и УО. К ЗПР может привести и пед. запущенность. Дифференциация этих сторон психического статуса позволяет выделить различные группы детей со сложными нарушениями. Дальнейшая дифференциация детей зависит от времени возникновения, сенсорного дефекта и его динамики на разных этапах онтогенеза. Психологическая помощь детей со сложными дефектами. М. выделить 3 уровня деформирующих изменений в семье: 1. психологич; 2. Соц; 3. соматические. М. выделить несколько фаз, которые проходят семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии: 1. Фаза шока, растерянности, родители не верят что это случилось с их детьми; 2. Фаза депрессии, фаза чувства вины; 3. Психологическая адаптация. Выделяются различные типы отношений родителей к своим детям. Соммерс предлагает рассмотреть 5 типов отношений к детям: 1 Принятие ребенка, его дефекта – родители принимают ребенка, адекватно реагируют на его дефект, девиз родителей «Достигнуть как можно больше там где это возможно». 2. Реакция отрицания – родители отрицают дефект у своих детей, предъявляя к нему высокие требования. 3. реакция чрезмерной защиты, опеки – родители переполнены чувством жалости к своему ребенку, лишают его возможности проявлять активность, самостоятельность – это приводит к специфическому формированию личности ребенка. 4. реакция скрытого отвержения – более характерного для отцов. 5. отвержение – дефект считается позорным, родители осознают свои чувства к ребенку и не скрывают их.

Появление больного ребенка в семье накладывает свои отпечатки на материальную сферу семьи, ограниченные контакты с окружающим миром, тем самым влияет на психическое развитие ребенка с отклонениями. Нагрузки на родителей м.б. настолько велики, что вызывают соматические заболевания (нервно. психич. сфера). Сопровождение, целью которой является «создание» в рамках объективного данной ребенку среды условий для максимального в данной ситуации личностного развития и общения. Представляет собой активное целенаправленное воздействие на социальные условия, в которой живет ребенок, воспитание ребенка со сложными дефектами требует от родителей больше физических и духовных сил. Переживания выпавшие на долю родителей часто превышают поведении у матери. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза синдром дефицита внимания/гиперактивности. Кроме того диагноз м.б. поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (не ранее 5-6 лет). Диагноз дефицита внимания м.б. установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов: не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе; с трудом поддерживает внимание в работе и игре; не слушает то, что ему говорят; не в состоянии следовать инструкциям; не может организовать игру или деятельность; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; часто теряет вещи; часто и легко отвлекается; бывает забывчив. Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов: совершает суетливые движения руками и ногами; часто вскакивает со своего места; гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; не может играть в «тихие» игры; всегда находится в движении; очень много говорит. В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети до 1-го года жизни у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном и речевом развитии, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания. Нарушение внимание и/или явления гиперактивности – импульсивности приводит к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушение навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и несклонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянных беспокойства для окружающих, так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено, речь сопровождается дефектами, развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы.страдает координация, точность и темп движений, развитие навыков самообслуживания отстает, при особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. У всех нарушено внимание, с трудом привлекается, неустойчиво, и отвлекаемо, слабое неактивное внимание, за счет неплохой механической памяти добивается ограниченных шк. Успехов, осваивая осн. Навыки для чтения, письма и элементарного счета, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Интерпретация полученных результатов
По графику №1 стили конфликтного поведения выявлено: у мужчин в большей степени выражен стиль конфликтного поведения соперничество, у женщин - в меньшей степени. Такой стиль поведения, в большей степени свойственный активным и агрессивным представителям мужского пола с мотивацией активно-оборонительного поведения или самоутверждения в качестве доминирующих мотиваций. У мужчин в меньшей степени в ...

Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: 1. когда говорят на иностранном языке; 2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; 3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны: 1. внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки; 2. учет аудитории и индивидуаль ...

Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страх ...