Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
Страница 4

Психология » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков

Тренер корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых участников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в группе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами "Спасибо .", "Я признателен вам за .".

Детям предлагается модельная ситуация: ваш друг (подруга) готовится к очень важной встрече (экзамену) и, выбирая, в чем идти, решает надеть одежду, которая, с вашей точки зрения, будет совершенно неуместна в данных обстоятельствах. Задача: высказать критическое замечание, чтобы не испортить настроение перед важной встречей, но при этом уберечь друга от ошибки.

При обобщении высказываний участников необходимо обратить внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, необходимо постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление.

Опираясь на выполненные задания, обсуждается, что значит критическое отношение к себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

"Умение принимать решение". Подросткам предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, возвращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше?

Обобщая высказывания, следует обратить внимание:

— на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения;

— на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают выполнить решение);

— на то, как отстаивать свое решение (лучший способ — приступить к его выполнению).

Тренер напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. Участникам предлагается игра "Воздушный шар". Сообщаются правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры): нельзя повышать голос, оскорблять друг друга, следует давать оценку не личности, а предложения. По завершении игры обсуждается, что понравилось, какие возникали ощущения (высказываются все участники).

После завершения игры подросткам предлагается обсудить, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Обращается внимание, что, принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем, он лишается возможности посоветоваться и несет полную ответственность за последствия своего решения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда участникам удавалось принять оптимальное решение; обсудить, что при этом помогало.

"Футболки". Участники индивидуально работают с футболками. Для хорошей работы необходимы твердые поверхности: столы, пол или книги. На лицевой стороне футболок участники изображают свою личность такой, какой ее видят окружающие; на тыльной стороне они изображают свою личность такой, какой она является для них самих. Каждому по очереди предстоит представить свою работу всей группе. Поощряется обратная связь и вопросы друг другу. Предложите участникам в течение двадцати минут индивидуально поработать над своими футболками. Позвольте им во время выполнения работы сесть в такое место, где они смогут расположиться удобно. По прошествии двадцати минут громко объявите: "Время!", и соберите группу в общий круг для обсуждения их творений.

"Хит-парад". Члены группы получают возможность выбрать свои любимые песни и поделиться ими. Или по кругу, или в свободном порядке каждый участник ставит свою любимую песню, и все остальные слушают ее. После прослушивания песни выбравший ее участник объясняет, почему именно эта песня — его любимая и что она может сказать о нем самом. После этого следует обратная связь от ведущего и товарищей. Об этом упражнении необходимо сообщить группе заблаговременно, перед проведением занятия. Попросите участников найти на кассете или на диске их любимые песни и принести их на следующее занятие. Это упражнение позволяет членам группы выразить личные чувства в безопасных рамках приемлемой общекультурной нормы. Также оно создает поле для раскрытия индивидуальных различий в группах, члены которых выбирают музыку разнообразных стилей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Социальная ситуация: сущность, типология
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийный бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жерт ...

Показатели по шкале Айзенка
экстраверсия (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) - психотизм (Psychoticism) (Д) Для 1 испытуемого Для 2 испытуемого Для 3 испытуемого Для 4 испытуемого Для 5 испытуемого Для 6 испытуемого Для 7 испытуемого Для 8 испытуемого Для 9 испытуемого Для 10 испытуемого ...

Развитие неформальных организаций и их характеристика. Образование неформальных организаций
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе предста ...