Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков
Страница 3

Психология » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростков

Я красивее, чем . Я старше, чем .

Я такой же красивый, как… Я младше, чем .

На завершающих этапах работы можно использовать упражнение "Зато я", позволяющее активизировать позитивные внутриличностные установки и сделать позитивное самовосприятие активным.

Работа ведется в паре. Один участник предъявляет претензии к личности другого, цель последнего - находить в себе положительные: свойства, которые могут быть компенсаторами недостатков, начиная каждый свой ответ словами "зато я". Это упражнение может использоваться в работе со старшими подростками.

Выполнять его следует очень осторожно, следя за тем, чтобы претензии не становились оскорбительными, чтобы эмоциональное напряжение не становилось чрезмерным. Именно поэтому мы рекомендуем, чтобы в качестве предъявляющего претензии участника выступал сам психолог.

В процессе групповой работы необходимо наблюдать за всеми проявлениями заниженной и конфликтной самооценки, обращая особое внимание на такие проявления, как частые самокритичные высказывания, застенчивость, повышенная чувствительность к критике, плохая социальная адаптация ("все против меня"); низкая мотивация; неспособность принять похвалу ("вы так не думаете, а говорите, чтобы не обидеть"); склонность подчеркивать недостатки у других; нежелание признавать свою вину или оплошность; критическое отношение к успехам других; негативные установки относительно ситуации соперничества.

"Рыба для размышления". Неоконченные предложения записываются на отдельные бумажки, складываются и помещаются в корзину или другой контейнер, который ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит "рыбу", доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим "рыболовам".

"Личные ценности каждого". Формат проведения этого упражнения — управляемая дискуссия, где ведущий выступает в роли учителя. Ведущий описывает формирование системы личных ценностей. Группа в режиме мозгового штурма рождает список ценностей, которые руководитель затем выписывает на доску. Изучается рациональность каждой ценности, перечисленной на доске. Затем обсуждается влияние системы личных ценностей на самооценку. Записывайте на доске ответ каждого участника.

Далее можно организовать дискуссию. Можно обратиться к одному или двум членам группы с вопросом о том, какие мысли пришли им в голову по поводу этой ценности. Обычно этот диалог служит началом оживленной беседы. Каждый должен получить слово хотя бы один раз. Прежде чем разговор зайдет слишком далеко, станет очевидным, что большинство подростков хотя бы изредка нарушают свой этический кодекс. Теперь вы можете рассмотреть, как это нарушение влияет на самооценку.

"Польза критики". После ритуала приветствия подросткам предлагается упражнение "Ассоциации": назвать ассоциации, вызванные словом "критика". Далее предлагается вспомнить, как люди чаще всего реагируют на критику. В высказываниях подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику, стараются ответить тем же. После этого обсуждается, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Необходимо обратить внимание на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют, чтобы унизить; критикуют, чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры учащихся (можно привести свои) и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Напоминается, что критикующий хочет, чтобы ты исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...

Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования. Нарушения развития (дизонтогении) Время возникновения Врожденные Приобретенные Обратимость Обратимые Частично обратимые Необратимые Х ...

Пути преодоления агрессивного поведения и его профилактика
Тактика психотерапевтических воздействий строится в зависимости от природы агрессивного поведения ребёнка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвёртом - активно ...