Рекомендации психологам по коррекции агрессивных проявлений у подростковСтраница 1
После проведения исследования, в ходе которого мы входили в непосредственный контакт с исследуемыми подростками, нами были разработаны рекомендации по коррекции агрессивных проявлений у подростков. Эти рекомендации представлены в нашей работе в виде коррекционной программы, которая направлена на коррекцию агрессивных проявлений у подростков 13-15 лет, а также на формирование у них адекватной самооценки.
Данная коррекционная программа представляет собой определенный набор упражнений, которые проводятся с подростками (максимальное число участников рабочей группы – 18-20 человек) в различной последовательности и в определенный промежуток времени.
Коррекционная программа.
"Предмет, похожий на меня". Ведущий группы раскладывает определенное количество предметов (подойдут те предметы, которые постоянно используются в обиходе, но не ограничивайтесь только ими — сгодятся коробок спичек, губка, красный мяч, кукла-клоун, старая теннисная туфля, маска — Хеллоуин или Санта-Клаус, камень, сосновая шишка, пазл, взбивалка, коробка в форме сердца, тренерский свисток). Необходимо, чтобы выбранные предметы обладали потенциалом, способным вызвать некоторые реакции. Ведущий раскладывает предметы на столе в центре группового круга. Когда группа собирается, каждый участник по очереди выбирает предмет, который больше всего похож на него или на нее, и объясняет свой выбор. Остальные члены группы реагируют на деланную самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентации подтверждаются или оспариваются.
Запасной вариант. Каждый член группы приносит с собой предмет, который больше всего похож на него. Может быть использовано содержимое бумажников, карманов, или сумок.
"Сильные стороны". Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе. Важно, чтобы говорящий избегал всяких "но" и "если", любых высказываний о себе с негативным оттенком (недостатки, ошибки, слабости). Члены группы должны мягко пресекать каждую попытку самокритики. Каждый участник получает 2-3 минуты и, даже если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали. Возможно, что значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан как-либо обосновывать свои высказывания, объяснять, почему он считает те или иные качества своей сильной стороной.
После этого участники образуют группы по 5-6 человек, где необходимо обсудить, как они могут использовать свои сильные стороны, общаясь с окружающими. Этому отводится около 20 минут. Затем все возвращаются на свои места и рассказывают о результатах работы в микрогруппах. Этот этап работы можно организовать по-разному; либо в обсуждении принимают участие все члены группы, либо обобщенный результат представляет один человек от каждой микрогруппы.
"Проекция образа собственного Я". Каждый участник составляет два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. Один листок - описание того, каким себя видит сам участник. Второй - набросок того, каким, по мнению участника, его видят другие члены группы. Листочки не подписываются, их можно собрать, перемешать и раздать каждому участнику группы.
Затем зачитывается вслух каждое самоописание, и члены группы пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Автор называет себя и читает свое второе описание (каким, по его мнению, его видят другие), получая при этом обратную связь участников группы. Ценность упражнения заключается в следующем: участник обнаруживает, что другие воспринимают его возможности и характеристики в более благополучном свете, чем он сам.
Другое по теме:
Теории памяти
В последние несколько десятилетий в связи с развитием генетики и молекулярной физиологии, а также кибернетики привлекли к себе внимание исследования биологических основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т.е. на уровне исследование работы отдельных нервных клеток и их ансамблей в процессе запоминания. Было показано, что следы памяти о ...
Готовность к выполнению семейных ролей в браке
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально – психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли
. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, ...
Проблема гиперактивности в психологических исследованиях. История
изучения синдрома гиперактивности
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил [1,14,16,23].
Несмотря на то, что изучение невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались мног ...