Общая характеристика понятия "агрессия"
Страница 2

Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, "задиристости", а может быть более "затаенным", имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

Агрессивные действия могут выступать в качестве [6]:

1. средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2. как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3. как способ удовлетворения в самореализации и самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и господствующей нравственностью.

Большинство исследователей натаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия – это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим [4; 6; 37].

Рассмотрим виды агрессии по преследуемым целям. Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба. Принуждение. Часто агрессия бывает ничем иным, как грубой попыткой принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но их действия являются прежде всего попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздражает. Власть и доминирование. Агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но его главная цель – утвердить в отношениях с жертвой собственное доминирующее поведение. Управление впечатлением. Считается, что агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие.

Желание причинить ущерб. Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Эти исследователи по разному формулируют свои определения, но имеют в виду одну и ту же идею – цель действия состоит в том, чтобы причинить вред. Но всегда ли причинение ущерба является первичной целью? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим виды агрессии.

Инструментальная агрессия. Даже если агрессия всегда включает намерение причинить ущерб, это не всегда является главной целью. Агрессоры, совершая нападение на свои жертвы, могут преследовать и другие цели. Психологи обозначают действие, которое совершается для достижения какой то внешней цели, а не ради удовольствия от самого действия, "инструментальным поведением". Аналогично и агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба, называется "инструментальной агрессией".

Эмоциональная агрессия. Многие социальные психологи считают, что существует также и иной вид агрессии, основной целью которой является причинение ущерба другому лицу. Этот вид агрессии часто называют "враждебной агрессией", а также "эмоциональной", "аффективной" или "гневной" агрессией, поскольку это такая агрессия, которая вызывается эмоциональным возбуждением, причем речь идет о негативных эмоциях и агрессор стремится причинить ущерб другому лицу.

Агрессивные действия могут быть классифицированы также и другим способом. Они могут быть дифференцированы, например, с точки зрения их физической природы – как физические действия, такие, как удар или пинок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии [5].

Агрессивные действия также можно описывать, рассматривая еще один фактор: степень, в которой поведение может быть сознательно контролируемым или импульсивным. В некоторых случаях нападения осуществляются спокойно, расчетливо, преднамеренно, с ясно намеченной целью. Агрессоры знают, какие цели они преследуют, и верят, что их действия окажутся успешными. Бывает, что нападения совершаются без всякого расчета, без обдумывания плюсов и минусов, собственных выгод и нежелательных для агрессора последствий. Находясь в состоянии эмоционального возбуждения либо в силу особенностей личности, некоторые люди не останавливаются, чтобы подумать о последствиях своих действий, прежде чем начинать физически или словесно атаковать жертву. Их внимание фокусируется в основном на том, чего им больше всего хочется в данный момент, - на их агрессивной цели, и они не принимают в расчет альтернативные способы действия и возможные негативные последствия.

Агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внешних и внутренних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Причины тревожности
Причины, вызывающие тревожность и влияющие на изменение ее уровня, очень разнообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Обнаруживается связь тревожности с характеристиками семьи и особенностями семейного воспитания; школьной успешностью; взаимоотношением с учителями и сверстниками; посттравматическим стрессом; экологией; природными предпосылками; социальными причинами – ...

Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления а ...

Суваг аппараты
В верботональном методе используются следующие аппараты: СУВАГ I, СУВАГ II, СУВАГ –лингва для работы в классе, СУВАГ – лингва для индивидуальной работы и слуховой аппарат Мини – СУВАГ. Функционирование аппаратов и их характеристики описаны ниже. СУВАГ I аппарат используется ежедневно для индивидуальных занятий и для работы в классе, для 610ти детей с нарушением слуха. Преподаватель выбирает, ...