Общая характеристика понятия "агрессия"
Страница 4

Позже Л.Берковитц модифицировал свою теорию, указав, что пусковой раздражитель не является обязательным условием перехода от гнева к агрессии. Ученый допустил, что появление соответствующего (адекватного) агрессии ключевого раздражителя может увеличить интенсивность агрессивного действия. Если рядом находится оружие, то агрессивность человека будет увеличиваться, но только при условии актуализации его агрессивной мотивации. В случае отсутствия агрессивной мотивации (или гнева) ключевые раздражители не вызывают агрессию.

Теория катарсиса.

Катарсис – разрядка, высвобождение аффекта, который был когда-то вытеснен в подсознание.

Аристотель приписывал театру (трагедиям) возможность катарсиса, освобождения личности от нежелательных переживаний и конфликтов [44]. Воспроизведенные на сцене аффекты (такие как страх, агрессия и т.п.) зритель сопереживает, и это освобождает его от нежелательных эмоций. З.Фрейд воспользовался понятием катарсиса в ходе своих исследований истерии. По его мнению, в основе истерии лежат нереализованные переживания травматического характера. Если в состоянии гипноза пациента побуждать вспомнить и вновь пережить их, то "защемленный" аффект получит выход и травмирующее переживание будет преодолено.

Позже эта энергетическая модель накопления и разрядки напряжения была перенесена психоаналитиками на понимание агрессии и они начали изучать возможность освобождения от агрессивных импульсов в процессе психотерапии и воспитания. В противовес психоаналитикам, у сторонников фрустрационной теории агрессии гипотеза катарсиса получила конкретную экспериментальную разработку. Д. Доллард допустил: сдерживание любого акта агрессии лишь увеличивает побуждение к агрессии (уровень агрессии). И наоборот, осуществление любого акта агрессии (реализация агрессивных импульсов) должно это побуждение снижать. В психоаналитической терминологии такое освобождение называется катарсисом. Любое проявление агрессии, по мнению Д. Долларда, представляет собой катарсис, который снижает побуждение к любым другим актам агрессии. Но после осуществления такого действия агрессивная тенденция не исчезает полностью, а только снижается.

Конфликт, как одна из форм проявления вербальной агрессии, характеризуется противодействием людей друг другу, в нем сталкиваются цели и мотивы людей. Число участников конфликта, его причина могут быть разными. В условиях конфликта мышление выступает как мотивационно, личностно обусловленное. Участники конфликта пытаются мыслить за другого, что необходимо для прогнозирования действий противника и планирования собственного поведения, учета своих возможностей. Участникам конфликта присуща внутренняя установка на борьбу, которая выражается в частности в негативном отношении к противнику. Результат прогнозирования в условиях конфликта немедленно проверяется критически настроенным противником, который с максимальным старанием стремится найти ошибку в замыслах другой стороны, чтобы использовать ее в своих целях, что естественно повышает ответственность за результаты мыслительной работы.

Наиболее близкой к нашему исследованию мы считаем теорию социального научения А. Бандуры, так как он рассматривает очевидные последствия для агрессивного человека, и именно он обеспечивается такой когнитивной функцией, как способность к прогнозированию.

Таким образом, агрессия – это любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому – то физический или психологический ущерб.

Агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, которая характеризуется демонстрацией преимущества в силе или использованием силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект пытается причинить вред.

Агрессивность – относительно стабильная готовность к агрессивным действиям в самых различных ситуациях.

Агрессия может быть прямой или косвенной и обязательно включает в себя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Среди наиболее популярных теорий агрессии можно выделить следующие: теория влечений З. Фрейда, фрустрационная теория Д. Долларда и Дж. Миллера, теория социального научения А. Бандуры, теория катарсиса и теория пускового раздражителя Л. Берковитца. Наиболее близкой к нашему исследованию мы считаем теорию социального научения А. Бандуры.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Особенности развития гиперактивных детей
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о сво ...

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...

Методические рекомендации по социально-психологической помощи больным СПИДом
С учетом перечисленных проблем, особое значение в социальной работе приобретает взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, социальных работников. Так как психологические проблемы связаны с деградацией личности. Патологической адаптацией к болезни, специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалист ...