Общая характеристика понятия "агрессия"
Страница 3

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем необязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким – тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Практически невозможно однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции ( в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

1. выраженное стремление к доминированию над людьми и использование их в своих целях;

2. тенденцию к разрушению;

3. направленность на причинение вреда окружающим людям;

4. склонность к насилию (причинению боли) [4].

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие существа, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Для того, чтобы наиболее полно осветить вопросы, связанные с понятием "агрессии", на наш взгляд, необходимо провести краткий обзор самых популярных теории агрессии.

Теория влечений.

З.Фрейд рассматривал "влечение к смерти" как самостоятельное агрессивное влечение. [36] Фрейд указывал на инстинктивные стремления к разрушению как причины войн, считая бесплодным попытки приостановить их. По его мнению, благодаря общественному прогрессу этому антисоциальному стремлению можно только придать более адекватную и безвредную форму разрядки.

Подобных взглядов придерживался и К.Лоренц, который утверждал, что в организме животных и человека постоянно накапливается энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате влияния соответствующего пускового раздражителя эта энергия не разрядится.

Фрустрационная теория агрессии.

Фрустрация – психическое состояние, которое возникает вследствие реального или воображаемого препятствия на пути достижения цели. Проявляется фрустрация в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева.

Согласно этой теории, агрессия – это результат фрустраций, разочарования вследствие невозможности преодоления препятствий, преград, которые возникают на пути целеустремленных действий субъекта. Д. Доллард и Дж. Миллер в 1939 г. выдвинули положение, согласно которому индивидуум, которому мешают действовать, ощущает тем большее разочарование и фрустрацию, чем больше он стремится к достижению цели. [22] Его реакция на препятствия выражается тогда в агрессивных действиях относительно того объекта (субъекта), который мешает ему. Иными словами, согласно этой теории, агрессия вызывается фрустрацией. Доллард утверждал, что агрессия всегда является следствием фрустрации.

Но, не взирая на то, что эти гипотезы позволяют объяснить многие факты, вполне очевидно, что не все реагируют агрессией на фрустрацию.

Теория социального научения.

А.Бандура центральное место отводит научению путем наблюдения за образцом. [4] По его мнению, большинство особенностей нашего поведения развивается в основном путем наследования моделей (людей, которые являются образцом). Ученый считает, что если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, наследуя их, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это уменьшит проявления агрессивности у ребенка. Таким образом, агрессивность – продукт обычного научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается вследствие наблюдения сцен агрессии и учета ее очевидных последствий для агрессивного человека. Даже если дети сразу и не воплощают образцы агрессивного поведения в действие, они их, как правило, усваивают.

Теория Л.Берковитца.

Л.Берковитц, отказавшись от утверждения, что причиной агрессии является фрустрация, вводит две промежуточные величины [6]:

1. гнев (как побуждающий компонент);

2. пусковые раздражители (ключевые признаки, которые вызывают и запускают агрессию).

Гнев возникает тогда, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не вызывает агрессии. Для ее возникновения необходимы адекватные ей пусковые раздражители (оружие, нож, камень, которые заметил человек). Сила агрессивной реакции на некоторое препятствие зависит от интенсивности гнева и наличия пусковых раздражителей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмот ...

Обсуждение результатов исследования. Тест Майерс Бригс
По итогам тестирования я могу описать приблизительный портрет человека занимающегося РД. По характеристикам было выявлено преобладание S и P черт, им соответствуют 4 типа личности. S - сенсорики, сенсорное восприятие Характерные черты: Работа, Настоящее, Стабильность, Конкретный, Практик, Буквальный, Фактический, Применение на практике, Реалист. Это характеристика получения информации (S-сен ...

Самооценка как психологический феномен. История представлений об оценке себя человеком
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность с ...