Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 3

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

Еще одна веская причина – черты характера (35%): агрессивность, высокомерие, высокое самомнение. Отсюда - «разлад в семье», «поссорился со всеми» и т.д.

Типы одиночества среди взрослых распределились следующим образом:

9% хронический (нет партнера, супруга, друзей, отношений с соседями и т.д.)

25% ситуативный

66% преходящий

При этом 27% опрошенных взрослых пережили смерть близких, развод родителей и свой собственный.

Описание взрослыми портрета одинокого человека мало отличается от описания старшеклассников. В перечне переживаемых эмоциональных состояний добавляются: тоска по конкретному человеку, ранимость, боль, смирение, безнадежность.

По мнению взрослых, одинокие люди замыкаются в себе (34%), ищут негатив в других, жалуются, завидуют, плачут (33%), ведут себя очень агрессивно (17%) по отношению к другим, желая наказать их за свое одиночество, принимают алкоголь и транквилизаторы (23%), пытаются выйти из этого состояния разными способами (13%).

Взрослые уверены в том, что одиночество чаще переживается: в зрелом возрасте (60%), так как вырастают дети («синдром пустого гнезда»), трудно что-либо изменить в себе - характер уже сформирован, больше бытовых и семейных проблем, умение объективно оценивать реальность, и отсюда отсутствие необоснованных надежд, молодежь более активна, поэтому им легче решить проблему одиночества. 40% - в юношестве, так как родители мало уделяют внимания детям, им не с кем поделиться своими проблемами, они менее защищены и оттого сильнее страдают.

С другой стороны, любой, даже самый общительный человек, ищет уединения. Отношение к уединению большинства из нас двойственное: с одной стороны, оно символ независимости и автономии, с другой – символ социального неуспеха. При анализе отношения испытуемых к уединению установлено, что они довольно точно определяют границу между одиночеством и стремлением к уединению. Мнение о полезности уединения и общения наедине с собой разделяют 50% взрослых («делаешь самые великие открытия в себе», «почти всегда в ладу с собой», «получаю большое удовлетворение от общения с собой»). 32% не видят необходимости в уединении и не верят, что оно может принести удовлетворение человеку. Поэтому стараются избежать подобные ситуации, заняв себя любыми делами. 9% - не видят отличия между одиночеством и уединением и считают, что это одно и тоже.

Каждая из обследуемых групп считает, что именно она чаще переживает состояние одиночества. Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, тем не менее, причины одиночества взрослых более серьезны, отсюда и больше спектр переживаемых ими эмоций. Это вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем, транквилизаторами, наркотиками, даже если сами взрослые не признают себя одинокими. Таким образом, как и предполагалось вначале, восприятие чувства одиночества разными возрастными категориями имеет существенные различия. Следовательно, наша гипотеза подтверждена.

Кроме того, несмотря на то, что женщины переживают одиночество острее, чем мужчины, тем не менее, они находят более конструктивные выходы из подобной ситуации и менее агрессивны по отношению к окружающим, а также более склонны к рефлексии. Помимо этого, мысли женщин заняты домашними делами, заботой о детях, семейными проблемами. Следовательно, женское одиночество имеет значимое отличие от мужского, что подтверждает вторую гипотезу.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Методики
Для исследования мы собираемся использовать следующие методики: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом ...

Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу. Этология и физиологические теории Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода ...

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что сейчас делается дома. Другого рода рассеянность характеризуется тем, что учащийся очень вял и не на чем не может сосредоточиться. Наконец у школьника может быть ...