Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 3

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

Еще одна веская причина – черты характера (35%): агрессивность, высокомерие, высокое самомнение. Отсюда - «разлад в семье», «поссорился со всеми» и т.д.

Типы одиночества среди взрослых распределились следующим образом:

9% хронический (нет партнера, супруга, друзей, отношений с соседями и т.д.)

25% ситуативный

66% преходящий

При этом 27% опрошенных взрослых пережили смерть близких, развод родителей и свой собственный.

Описание взрослыми портрета одинокого человека мало отличается от описания старшеклассников. В перечне переживаемых эмоциональных состояний добавляются: тоска по конкретному человеку, ранимость, боль, смирение, безнадежность.

По мнению взрослых, одинокие люди замыкаются в себе (34%), ищут негатив в других, жалуются, завидуют, плачут (33%), ведут себя очень агрессивно (17%) по отношению к другим, желая наказать их за свое одиночество, принимают алкоголь и транквилизаторы (23%), пытаются выйти из этого состояния разными способами (13%).

Взрослые уверены в том, что одиночество чаще переживается: в зрелом возрасте (60%), так как вырастают дети («синдром пустого гнезда»), трудно что-либо изменить в себе - характер уже сформирован, больше бытовых и семейных проблем, умение объективно оценивать реальность, и отсюда отсутствие необоснованных надежд, молодежь более активна, поэтому им легче решить проблему одиночества. 40% - в юношестве, так как родители мало уделяют внимания детям, им не с кем поделиться своими проблемами, они менее защищены и оттого сильнее страдают.

С другой стороны, любой, даже самый общительный человек, ищет уединения. Отношение к уединению большинства из нас двойственное: с одной стороны, оно символ независимости и автономии, с другой – символ социального неуспеха. При анализе отношения испытуемых к уединению установлено, что они довольно точно определяют границу между одиночеством и стремлением к уединению. Мнение о полезности уединения и общения наедине с собой разделяют 50% взрослых («делаешь самые великие открытия в себе», «почти всегда в ладу с собой», «получаю большое удовлетворение от общения с собой»). 32% не видят необходимости в уединении и не верят, что оно может принести удовлетворение человеку. Поэтому стараются избежать подобные ситуации, заняв себя любыми делами. 9% - не видят отличия между одиночеством и уединением и считают, что это одно и тоже.

Каждая из обследуемых групп считает, что именно она чаще переживает состояние одиночества. Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, тем не менее, причины одиночества взрослых более серьезны, отсюда и больше спектр переживаемых ими эмоций. Это вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем, транквилизаторами, наркотиками, даже если сами взрослые не признают себя одинокими. Таким образом, как и предполагалось вначале, восприятие чувства одиночества разными возрастными категориями имеет существенные различия. Следовательно, наша гипотеза подтверждена.

Кроме того, несмотря на то, что женщины переживают одиночество острее, чем мужчины, тем не менее, они находят более конструктивные выходы из подобной ситуации и менее агрессивны по отношению к окружающим, а также более склонны к рефлексии. Помимо этого, мысли женщин заняты домашними делами, заботой о детях, семейными проблемами. Следовательно, женское одиночество имеет значимое отличие от мужского, что подтверждает вторую гипотезу.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...

Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над чело ...

Понятие конфликта, его сущность. Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассма ...