Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 2

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

Из анкеты следует, что для 80% девушек и юношей родители являются крепкой опорой, несмотря на сильную занятость. 20% учащихся заявили, что они могут рассчитывать только на самих себя.

Хотя большинство опрошенных (56%) не любят сами бывать в одиночестве, тем не менее они считают подобное времяпровождение приемлемым и не испытывают страха или депрессии, находясь в таком состоянии («можно заниматься рефлексией», «начинаешь понимать себя в такие минуты», «задумываешься о жизни, когда нет рядом компании»). 27% юношей и девушек паникуют, находясь в состоянии одиночества («общение с самим собой доставляет мало удовольствия», «какая гармония? Я не психопат», «я не бываю в состоянии «тихо сам с собою»).

Одиночество – есть переход из подросткового бесполового бытия в жизнь юноши и девушки. Благодаря одиночеству происходит осознание пола, попытка найти стиль женщины и мужчины.

Женщина всегда тяжелее мужчины переносит одиночество. Однако в юности – в эпоху естественного одиночества – именно одиночество юноши представляется более очевидным. Объяснением этому может служить тот факт, что девушка созревает значительно раньше и в большей степени несет в юности черты самодостаточной личности. Юный же мужчина достигает самодостаточности благодаря индивидуальному волевому порыву. Такой порыв в значительно большей степени предполагает одиночество, требует его.

Мечтания юного мужчины в корне отличны от тех, которым предаются девушки. Это мечтания о своей исключительности, которая должна быть реализована вне семейного благополучия или во всяком случае – не благодаря ему.

Юноша есть подросток, осознавший себя как волю к власти, либо волю к созерцанию. И то, и другое есть воля к уединению. Юноша овладевает стихией одиночества, преобразует ее в уединение. Все это позволяет провести нам различие между одиноким и уединившимся юношей. Первый случайно попадает в стихию одиночества и, страдая, стремится вернуться обратно. Уединившейся сознательно приходит в нее, стремясь найти новую полноту жизни.

Девушка не нуждается в одиночестве, так как юноша. Ее взросление обусловлено логикой распространения человеческого рода на планете. Девочка, а затем девушка готовится стать матерью, и это накладывает печать на ее личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и поэтому одиночество рассматривается как предвестник трагедии.

К одиночеству может стремиться только странная девушка, которая преодолевает инстинктивное, противодействие рода. В одиночестве также может оказаться девушка-изгой, не сумевшая вписаться в общность сверстников и страдающая от этого.

Уединение и отстраненность девушки, так же как и у юношей, проявляются через мечты. Девушка ожидает в своих мечтах любви, как абсолютного преодоления одиночества. Это ожидание роднит ее с юношей, и ожидание это реализуется в чувстве влюбленности.

В ответах девушек и юношей мы наблюдаем отличия: девушки реагируют более эмоционально, открыто пишут о своих чувствах.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Так ли это мы проверим, исходя из анкет, опрошенных нами взрослых.

С точки зрения взрослых (65%), основными причинами одиночества являются социальные факторы: социальное отторжение, отсутствие круга общения, близких друзей, ситуативные причины («в разлуке от любимых», «вдали от семьи», «оставили близкие», «недостаток внимания», «равнодушие окружающих», «прихожу в пустой дом», «перемена места жительства», «рушатся мечты», «нет единомышленников»).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогич ...

Биологические подходы к старению
Рассмотрим некоторые направления и подходы в развитии современных зарубежных наук, в той или иной мере изучающих процессы старения, вырабатываемые в разных сферах знаний. Начнем с «биологических подходов». Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения ...