Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 1

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение. Около 44 % опрошенных старшеклассников ответили, что в их одиночестве виноваты другие люди: родители и друзья. Именно другие не поняли, отвергли, забыли этого человека («некому помочь», «в ссоре с родителями», «родные не понимают», «нет поддержки», «никто не разделяет интересов», «не к кому обратиться в сложной ситуации», «предали» и т.д.)

Отсутствие круга общения, близких друзей, любимых как причину одиночества указали 30% учащихся. Отсутствие «своего» круга общения при этом может быть связано с переездом на новое место жительства - 3%, сменой школы - 11%, потерей близкого друга - 18% и т.д.

Следующая причина, которая названа учащимися - черты характера (эгоизм, самовлюбленность, высокомерие) - 10%. Такие причины как застенчивость, неуверенность в себе, страх общения, неумение общаться, «не такой как все» указаны в 10% анкет. Около 6% старшеклассников затруднились назвать причины, по которым в юношеском возрасте можно стать одиноким.

Обращает на себя внимание, что большинство юношей и девушек 76% считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей. Для них не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

В анкете предлагалось описать одинокого сверстника. У 38% учащихся получился такой портрет: замкнутый, погруженный в себя, малообщающийся; у 35% - тихий, незаметный, не умеющий заводить знакомства; 15% описали: печального, несчастного, «не такого как все», которого никто не любит, и от которого все отвернулись. В оставшихся анкетах встречались такие варианты, как: «неудачник», «нервный», «глупый», «изгой» и пр.

При определении типа одиночества оказалось, что 15% старшеклассников с хроническим типом одиночества (причем это люди как с завышенной так и заниженной самооценкой); 28% - с ситуативным, 57% - с преходящим.

Впечатляет перечень эмоциональных состояний, описанных школьниками, которые время от времени охватывают одинокого человека. Это – отчаяние, тоска, нетерпение, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, утрата надежд, сочувствие к себе, раздражительность, незащищенность, меланхолия, депрессия.

По мнению старшеклассников, одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых, поэтому они часто ведут себя агрессивно по отношению к другим людям (8%). Это их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Не умея наладить контакты с окружающими, некоторые одинокие юноши и девушки демонстрируют напускное равнодушие (20%) к своей проблеме, браваду (9%), плачут, думают о самоубийстве (13%), принимают алкоголь (9%).

Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все. Из него вырастает трагическое чувство самопознания.

Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.

Не переживший одиночества в юности, так и не становится взрослым. Он остается вечным подростком и проносит себя как стареющего подростка по всем ступеням жизни. На вопрос, когда чаще переживается одиночество в юношеском или зрелом возрасте: 48% старшеклассников ответили - в юности (дети, брошенные родителями), 22% - в зрелом возрасте (жизнь сложнее), 30% - состояние одиночества не зависит от возраста, ему подвержены все.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретические и практические исследования РД. Ролевое поведение личности как предмет изучения в отечественной и зарубежной психологии
Изучение ролевого поведения личности в социуме проводилось многими как отечественными, так и зарубежными учеными в социологии, социальной, общей и юридической психологии, театральной педагогике. Интерес ученых к данной проблеме не случаен, так как социально-психологический анализ социальной роли и вытекающие из нее виды1 и формы реагирования имеют большое значение для понимания социального повед ...

Теория одиночества
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные. Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель , а точнее модели, вкл ...

Понятие дедукции в широком смысле
Дедукция - это частный случай умозаключения. В широком смысле умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений получается новое утверждение - заключение. В зависимости от того, существует ли между посылками, и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений. В дедуктивном умозаключении эта связь опирается н ...