Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
Страница 1

Психология » Факторы одиночества и способы его преодоления » Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение. Около 44 % опрошенных старшеклассников ответили, что в их одиночестве виноваты другие люди: родители и друзья. Именно другие не поняли, отвергли, забыли этого человека («некому помочь», «в ссоре с родителями», «родные не понимают», «нет поддержки», «никто не разделяет интересов», «не к кому обратиться в сложной ситуации», «предали» и т.д.)

Отсутствие круга общения, близких друзей, любимых как причину одиночества указали 30% учащихся. Отсутствие «своего» круга общения при этом может быть связано с переездом на новое место жительства - 3%, сменой школы - 11%, потерей близкого друга - 18% и т.д.

Следующая причина, которая названа учащимися - черты характера (эгоизм, самовлюбленность, высокомерие) - 10%. Такие причины как застенчивость, неуверенность в себе, страх общения, неумение общаться, «не такой как все» указаны в 10% анкет. Около 6% старшеклассников затруднились назвать причины, по которым в юношеском возрасте можно стать одиноким.

Обращает на себя внимание, что большинство юношей и девушек 76% считают себя вполне коммуникабельными, приятными для общения и популярными в среде одноклассников, а также имеют достаточное количество дружеских связей. Для них не характерны негативное отношение к себе, страх лишиться общения или быть отвергнутым сверстниками.

В анкете предлагалось описать одинокого сверстника. У 38% учащихся получился такой портрет: замкнутый, погруженный в себя, малообщающийся; у 35% - тихий, незаметный, не умеющий заводить знакомства; 15% описали: печального, несчастного, «не такого как все», которого никто не любит, и от которого все отвернулись. В оставшихся анкетах встречались такие варианты, как: «неудачник», «нервный», «глупый», «изгой» и пр.

При определении типа одиночества оказалось, что 15% старшеклассников с хроническим типом одиночества (причем это люди как с завышенной так и заниженной самооценкой); 28% - с ситуативным, 57% - с преходящим.

Впечатляет перечень эмоциональных состояний, описанных школьниками, которые время от времени охватывают одинокого человека. Это – отчаяние, тоска, нетерпение, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, утрата надежд, сочувствие к себе, раздражительность, незащищенность, меланхолия, депрессия.

По мнению старшеклассников, одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых, поэтому они часто ведут себя агрессивно по отношению к другим людям (8%). Это их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Не умея наладить контакты с окружающими, некоторые одинокие юноши и девушки демонстрируют напускное равнодушие (20%) к своей проблеме, браваду (9%), плачут, думают о самоубийстве (13%), принимают алкоголь (9%).

Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все. Из него вырастает трагическое чувство самопознания.

Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.

Не переживший одиночества в юности, так и не становится взрослым. Он остается вечным подростком и проносит себя как стареющего подростка по всем ступеням жизни. На вопрос, когда чаще переживается одиночество в юношеском или зрелом возрасте: 48% старшеклассников ответили - в юности (дети, брошенные родителями), 22% - в зрелом возрасте (жизнь сложнее), 30% - состояние одиночества не зависит от возраста, ему подвержены все.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Роль и типы подростковых групп
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, его твёрдым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений. В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лид ...

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения
В целом анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и в сложившихся направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.) отсутствует сколько бы то ни было, единое понимание термина “агрессия”. Понятие “агрессия” используется для обозначения разнообразных видов и форм поведения, и разными авторами понимается неодинаково. Как наи ...

Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию. Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций. Изучение взаимосвязи типа личности и сфер ...