Воспитание как часть педагогического процесса
Страница 1

Психология » Психология воспитания личности » Воспитание как часть педагогического процесса

Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы. Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

В литературе часто описывается процесс самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс целенаправленной социализации, В этом случае ребенок сам оказывает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение процесса воспитания.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

Другая группа педагогов пытается утверждать обратное, делая при этом те же выводы. Они утверждают, что воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи. В некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания, совершенно отдельная сфера деятельности педагога. Она имеет, свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие конфликта, его сущность. Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой без­надежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассма ...

Общение с духами-проводниками и контактёрство
"Временами человек может встречаться в надличностных переживаниях с "существом", которое кажется заинтересованным в личных взаимоотношениях и берёт на себя роль учителя, защитника, проводника или просто удобного источника информации. Эти "существа" обычно воспринимаются как развоплощённые человеческие личности, сверхчеловеческие сущности или боги, обитающие на более высо ...

Классификация типов депрессивного заболевания
1. По гипотетической причине: а) Эндогенная депрессия – возникает изнутри - стабильное окружение. Реактивная депрессия – обусловлена внешними обстоятельствами – лабильное окружение. б) Первичная депрессия – наступает вне связи с другими психическими заболеваниями. Вторичная депрессия наступает после развития другого психического заболевания, например алкоголизма, шизофрении. 2. По тяжести к ...