Воспитание как часть педагогического процесса
Страница 2

Психология » Психология воспитания личности » Воспитание как часть педагогического процесса

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и об их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего, нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ребенку знания о данных нормах. Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения. В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения. В процессе деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, закаляют их волевые качества.

И конечно, много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса, совпадают не которые методы работы. К примеру, в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т. д.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения. Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Воспитание, как говорилось выше, есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей.

Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание - процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Bocпитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания. Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.

В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется от отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу. Этология и физиологические теории Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода ...

Приложения
Приложение 1 Опросник «родителей опрашивают дети»(РОД) Текст опросника 1 Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери). 2 У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном. 3 Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. 4 Не люблю ...

Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...