Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Страница 2

В критерии знаков по результатам, полученным в столбце таблицы, обозначенном словом «Сдвиг», подсчитываем суммы нулевых, положительных и отрицательных сдвигов. При использовании критерия знаков необходимо учитывать только сумму положительных и отрицательных сдвигов, а сумму нулевых – отбрасывать.

Проведем необходимый подсчет для наших экспериментальных данных:

– общее число (сумма) нулевых сдвигов = 1;

– общее число (сумма) положительных сдвигов = 9;

– общее число (сумма) отрицательных сдвигов = 0.

Таким образом, отбросив нулевые сдвиги, получаем 9 ненулевых сдвигов. При этом подсчет показал, что сдвиги имели место и что большая часть из них положительна.

Напомним, что критерий знаков G предназначен для установления того, как изменяются значения признака при повторном измерении связной выборки: в сторону увеличения или уменьшения. Поэтому, анализируя соотношение положительных и отрицательных сдвигов в нашем задании, решаем вопрос: можно ли утверждать, что после проведения коррекционно-развивающей задачи наблюдается достоверный сдвиг в сторону улучшения уровня развития навыка составления связных описательных рассказов детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста?

Для решения этого вопроса необходимо ввести два обозначения. Первое – сумма сдвигов, получившаяся наибольшей, носит название типичного сдвига и обозначается буквой п. Типичный сдвиг используется при работе с таблицей Приложения 4, в которой приводятся критические величины 5% и 1% уровней значимости данного критерия. Второе – сумма сдвигов, получившаяся наименьшей, носит название – нетипичного сдвига и обозначается как – Gэмп Эта величина располагается на «оси значимости». В нашем случае Gэмп = 0. В целом типичный и нетипичный сдвиги рассматриваются как дополнительные друг к другу.

Подчеркнем, что в том случае, когда величины типичного и нетипичного сдвигов оказываются равными, критерий знаков неприменим.

Оценка статистической достоверности различий по критерию знаков производится по таблице Приложения 4. В ней в столбце, обозначенным буквой п приведены величины типичных сдвигов, а в столбцах, имеющих обозначение, соответствующее уровнями значимости Р = 0,05 и Р = 0,01, – так называемые критические величины. Условно их также можно считать нетипичными сдвигами. Они обозначаются как Gкр и с ними сравнивается полученное значение нетипичного сдвига Gэмп.

Итак, оцениваем уровень достоверности различий нашего задания. Поскольку в нашем примере п = 9, (это число типичных сдвигов), поэтому нужный нам участок таблицы Приложения 4 выглядит так (таблица 7):

Таблица 7

n

Р

0,05

0,01

9

1

0

Более компактно соответствующую строчку таблицы Приложения 4 принято записывать следующим образом

1 для Р ≤ 0,05

Gкр =

0 для Р ≤ 0,01

Эта запись означает, что при уровне значимости в 5%, сумма нетипичных сдвигов не должна превышать 1, а при уровне значимости в 1% 0. В нашем случае Gэмп = 0, что равно Gкр на 1% уровне.

Для большей наглядности следует построить так называемую «ось значимости», на которой располагаются как величины критических сдвигов, так и величина Gэмп , т.е. величина нетипичного сдвига.

Использование «оси значимости» позволяет отчетливо видеть, что значение Gэмп = 0 совпало с критическим значением зоны значимости G, для 5%. Следовательно, можно утверждать, что полученный в результате эксперимента сдвиг уровня запоминания зрительных образов статистически значим на 1% уровне. Иными словами, в результате коррекционно-развивающей работы уровень развития образной памяти и продуктивности мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста повысился статистически достоверно.

В таблице 1 (Приложение №3) приведены экспериментальные данные и дополнительные столбцы, соответствующие данным второй методики и необходимые для работы по критерию знаков G.

В критерии знаков по результатам, полученным в столбце таблицы, обозначенном словом «Сдвиг», подсчитываем суммы нулевых, положительных и отрицательных сдвигов:

– общее число (сумма) нулевых сдвигов = 0;

– общее число (сумма) положительных сдвигов = 10;

– общее число (сумма) отрицательных сдвигов = 0.

Таким образом, отбросив нулевые сдвиги, получаем 10 ненулевых сдвигов. При этом подсчет показал, что сдвиги имели место и что все из них положительны.

По результатам данной методики сумма типичных сдвигов равна n = 10, а сумма нетипичных сдвигов – Gэмп = 0.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Высокий
6 12,4 -6,4 40,96 3,3 Суммы 31 31 0 c =11,2 В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способ ...

Методика
У СУВАГ I аппарата для слуховых упражнений широкая частотная характеристика (0,520000Гц) или низкочастотная харктеристика (0,5 –300, 600, 1000, 2000 Гц) в зависимости от потребностей детей в группе. Преподаватель держит микрофон вблизи губ, чтобы звуковой сигнал был как можно и без шума. Во время групповых сеансов дети, параллельно со слушанием, естественно помогают себе и зрительно, хотя не пр ...

Теории и представления о памяти
Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические ...