Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с нарушением зрения посредством предметно-практического обучения
Страница 4

Психология » Особенности развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста » Содержание и методика коррекционной работы по развитию памяти у детей с нарушением зрения посредством предметно-практического обучения

Действие самоконтроля на этапе выполнения задания формируется у детей на следующей ориентировочной основе: необходимо вспомнить задание и проверить, правильно ли оно выполняется (соблюдены ли 1-е правило, 2-е и т. д.). Организовываются практические действия контроля за ходом выполнения задания: самопроверка по следам кем-то воспроизведенного правила, индивидуальная проверка на основе проговаривания для себя правил задания, проверка работ детьми друг у друга, наконец, проверка работы молча, «про себя», на основе предварительно воспроизведенных правил. Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. По ходу работы педагог выделяет тех детей, которые отстают от сверстников в формировании самоконтроля. Он оказывает им индивидуальную помощь во вне-учебное время, привлекая к этой работе в качестве помощников наиболее подготовленных детей.

В определенной последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата – сличению его с заданием. Как и в предыдущих случаях, предварительно создается ориентировочная основа действия самоконтроля: «Вспомни задание – что нужно было делать и как нужно было делать, по каким правилам; посмотри, какие правила ты выполнил, какие не выполнил, какие выполнил неточно».

Сначала педагог вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребенок должен научиться на основе воспроизведенных детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причем аргументировать оценку в развернутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою собственную на их фоне, аргументируя при этом оценку в развернутой речевой форме. Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении воспитателя. Если ребенок в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причем делать это в развернутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

Постепенное усложнение требований к операциональной стороне деятельности детей на занятиях продуктивными видами деятельности играет особую роль в формировании у них различных сенсорных действий путем усвоения ими соответствующих эталонов (цвета, формы, веса, величины, пространственных отношений). Однако заметим, что работа с детьми по формированию у них сенсорных действий не является для нас самоцелью, она представляет собой часть общей работы и занимает в ней определенное место. Формирование сенсорных действий у детей осуществляется в процессе решения не только задач на восприятие в их чистом виде, но и интеллектуальных задач, направленных на установление логических отношений между теми или иными воспринимаемыми компонентами.

На занятиях по предметно-практическому обучению нами использовались четыре вида деятельности: лепка из пластилина, работа с бумагой (аппликация), рисование и конструирование из различных материалов. Таким образом, один и тот же объект оказывается предметом различных видов деятельности. Работа начинается с более конкретного вида деятельности (лепка). Дети получают возможность ощутить объем, форму объекта, его величину, соотносительные размеры его частей. Затем дети учатся передавать форму, величину этого предмета на плоскости, рисуя его, а затем изготавливая аппликации. Подобный подход важен для всестороннего знакомства с объектами, для более прочного усвоения названий предметов и уточнения их свойств, а также свойств материалов, способов их обработки и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Рассматривая деятельность головного мозга, мы обращали внимание на то, что от каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через рети ...

Кризис психического раскрытия
"При духовных кризисах любого рода довольно обычными являются усиление интуитивных способностей и проявления паранормальных, или психических, феноменов. Однако в некоторых случаях поток информации от необычных источников, таких как предвидение будущего, телепатия или ясновидение, становится столь подавляющим и приводящим в замешательство, что определяет общую картину и составляет главную пр ...

Беседа патопсихолога с больным и наблюдение за его поведением во время исследования
Выше мы говорили о том, что патопсихологическое исследование включает и беседу с больным, которую часто называют "направленной", "клинической". Проще ее назвать "беседа с испытуемым", в данном случае с больным испытуемым. Беседа состоит из двух частей. Первая часть — это беседа, в узком смысле этого слова. Экспериментатор разговаривает с больным, не проводя еще ни ...