Понятие логической культуры мышления.
Страница 3

Психология » Логика как наука о мышлении » Понятие логической культуры мышления.

Но не только утилитарные соображения (быстрота и надежность смыслового аппарата) говорят в пользу необходимости изучения логики. У человека, профессионально занимающегося своим делом, рано или поздно его дело будет вызывать размышления о его внутренней сущности, стремление обнажить скрытые, стихийно используемые в разных операциях механизмы, рано или поздно будет приводить к четкому пониманию того, какие основные единицы мышления и какие интеллектуальные операции помогают приводить в тех или иных ситуациях к достижению поставленной цели.

Логика нужна всем, кто, так или иначе, занят умственным трудом, но ряд профессий требует особенно целенаправленного логического обеспечения, и одной из первых здесь следует назвать профессию юриста (следователя, судьи, прокурора, адвоката, эксперта и др.). Именно здесь логические ошибки становятся особенно чреватыми своими человеческими и социальными последствиями, ибо, как говорят, "что напишешь пером, того не вырубишь топором". Отсюда логическая чистота анализа той или иной исходной информации (документов, показаний, сообщений и т.д.) есть необходимое условие непротиворечивости для получения выводов по тому или иному делу (уголовному, гражданскому, административному и т.д.).

К числу достаточно распространенных логических противоречий, встречающихся в документах, относятся так называемые дистантные противоречия, т.е. противоречия, разделенные в анализируемой информации (документах, показаниях, сообщениях) некоторым текстовым интервалом, отчего противоречия не сразу становятся очевидными и потому ускользают от контроля специалиста. Оперативное обнаружение таких противоречий возможно лишь при условии, что специалист обладает достаточно развитой логической культурой.

Повышению качества информативности документа способствует и разнообразие средств логического построения материала, ибо документ должен быть не только содержательным, но и доступным для точного и одновременно оперативного восприятия.

Существует и такой практический аспект проблемы логической культуры. Дело в том, что в интеллектуально-речевой практике относительно нередко возникают конфликтные ситуации, связанные с разными способами, разными мотивировками и разными целями подачи информационного материала со стороны общающихся друг с другом людей и инстанций. (Например, в результате проведения следствия, по уголовному процессу взятые показания у подследственных и у свидетелей имеют различную мотивацию и в силу этого нередко происходит несовпадение встречных позиций – истца и ответчика). Эти отношения столь непросты, что, как правило, не могут не расходиться в оценках тех или иных фрагментов обсуждаемой информации. Именно квалификация содержания в информации интеллектуальных операций и мотивировка принимаемых в связи с этим решений, несомненно, будут более основательными тогда, когда они будут опираться не на субъективные оценки, а на прочное знание принципов и норм логического мышления.

Обратим внимание еще на одну сторону логической культуры. В современном обществе средства массовой информации образуют самую широкую и, пожалуй, самую сильнодействующую основу логосферы, под влиянием которой формируются логико-операционные навыки человека. Тексты, циркулирующие в социальных коммуникациях, обладают особой логико-формирующей и логико-обучающей силой. Это объясняется тем, что они, во-первых, направлены на громадную массовую аудиторию и, во-вторых, имеют исходный заданный социальный авторитет, особенно с позиций здравого смысла. Это значит, что в условиях глобального информационного давления на людей со стороны средств массовой информации юрист должен прилагать немалые усилия, прежде всего со стороны логического строя своего мышления, чтобы выдерживать такое давление и успешно решать свои профессиональные задачи.

Высшие учебные заведения системы МВД Российской Федерации призваны готовить специалистов по различным направлениям профессиональной деятельности, среди которых особое место принадлежит юриспруденции (030501.65) и правоохранительной деятельности (030505.65) следующими специализациями: следственной, оперативно-розыскной, оперативно-экономической, административно-правовой, административно-правовой деятельности ГИБДД, организации службы дежурных частей ОВД, уголовно-исполнительной, экспертно-криминалистической, воспитательно-правовой и экономико-правовой.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Восприятие и понимание учениками педагогов
Детям важно, чтобы их любили, чтобы к ним хорошо относились, жалели, были к ним внимательны, не очень кричали, хорошо объясняли, читали и интересно рассказывали, помогали на продленке. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Начальная школа для детей очень сложна в плане адаптации к новым условиям, правилам и тр ...

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...

Социальная зрелость личности
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся педагогика, психология, социология, криминология и др. Перечень этот кому-то может показаться странным — а почему же в этом ряду стоит и криминология? Ученые считают, что изучить любое явление полностью мы можем, лишь всесторонне рассмотрев его. То есть исследователь для полноты картины всегда обязан учитывать ...