Понятие логической культуры мышления.
Страница 1

Психология » Логика как наука о мышлении » Понятие логической культуры мышления.

Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления.

Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3]

Обобщенное значение формальной логики в системе культуры человечества выразим следующим образом (см. наст. изд., схема 2, стр. 20):

Схема 2

Подобно тому, как человек учится говорить только в контактах с другими людьми, также в контактах с другими людьми он учится и мыслить, ибо жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Чрезвычайно убедительно данная особенность была в свое время представлена в исследованиях А.Р. Лурия,[4] где на обширном этнологическом материале была показана достаточно жесткая зависимость степени развитости логического мышления людей от их социальной логосферы. Однако в реальной действительности надо считаться не только с тем, что "рука учит голову", но и с тем, что "голова учит руку".

Сказанное позволяет подчеркнуть, что логическая культура мышления личности имеет в качестве "первоосновы" объективную логику бытия человека. Бытие же человека многообразно. Рассмотрим это более подробно.

Всякое мышление в основе своей опирается, прежде всего, на знания, и именно знания делают мышление организованным, сбалансированным и определенным. Исходным же условием такого структурирования мышления является прирожденное свойство мышления – ассоциативность, в силу чего те или иные образовавшиеся представления или понятия способны вызывать в сознании и другие представления и понятия. Обычно в этой связи указывают на три вида ассоциаций: по сходству (по тождеству), по контрасту (по противоположности) и по смежности (по аналогии). Какая из названных ассоциаций будет доминировать в данном случае, зависит от стоящей перед мышлением задачи. Так возникает первичный акт мышления – суждение: A есть B. Таким образом, логическая целенаправленность ассоциативного мышления и выступает как первая характеристика культуры логического мышления.

Заметим, что умение строить правильные суждения развивает такие фундаментальные качества мышления, как его интериоризация и экстериоризация. Под интериоризацией понимается переход от внешнего человеческого действия к внутреннему действию мышления. Например, это может быть перевод внешней, звучащей, речи во внутреннюю, "молчащую". В свою очередь, под экстериоризацией понимается переход от внутреннего действия мышления (задумка) к внешнему человеческому действию (исполнение). Отсюда второй характеристикой логической культуры мышления является "автоматизация" процессов интериоризации и экстериоризации мышления.

Взаимоотношение процессов интериоризации и экстериоризации может быть выражено в виде схемы (см. схему 3):

Схема 3

Таков "механизм" образования фундаментального качества зрелого мышления – понятия. Можно подчеркнуть в этой связи, что человек, владеющий понятием, владеет и самим предметом, отображенным в этом понятии. Но понятия не даются человеку просто в связи с его рождением: их надо создавать для себя, как и любой другой интеллектуальный элемент культуры. Исследования показывают, что процесс выработки понятий в сознании человека есть процесс последовательного движения рефлексивного мышления человека по трем основным ступеням:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подростков. Этапы проведения эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подрос
Проведение эмпирического исследования включает в себя ряд этапов: определение методов и методик исследования, нахождение переменных, выявление уровней агрессии и способности к прогнозированию у подростков, установление взаимосвязи способности к прогнозированию с агрессией у подростков и анализ результатов исследования. Определение методов и методик исследования. Данный этап имеет своей целью т ...

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.
Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. ...

Корреляция
Следующий метод вторичной статистической обработки, посредством которого выясняется связь или прямая зависимость между двумя рядами экспериментальных данных, носит название метод корреляций. Он показывает, каким образом одно явление влияет на другое или связано с ним в своей динамике. Подобного рода зависимости существуют, к примеру, между величинами, находящимися в причинно-следственных связях ...