Понятие логической культуры мышления.
Страница 1

Психология » Логика как наука о мышлении » Понятие логической культуры мышления.

Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления.

Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3]

Обобщенное значение формальной логики в системе культуры человечества выразим следующим образом (см. наст. изд., схема 2, стр. 20):

Схема 2

Подобно тому, как человек учится говорить только в контактах с другими людьми, также в контактах с другими людьми он учится и мыслить, ибо жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Чрезвычайно убедительно данная особенность была в свое время представлена в исследованиях А.Р. Лурия,[4] где на обширном этнологическом материале была показана достаточно жесткая зависимость степени развитости логического мышления людей от их социальной логосферы. Однако в реальной действительности надо считаться не только с тем, что "рука учит голову", но и с тем, что "голова учит руку".

Сказанное позволяет подчеркнуть, что логическая культура мышления личности имеет в качестве "первоосновы" объективную логику бытия человека. Бытие же человека многообразно. Рассмотрим это более подробно.

Всякое мышление в основе своей опирается, прежде всего, на знания, и именно знания делают мышление организованным, сбалансированным и определенным. Исходным же условием такого структурирования мышления является прирожденное свойство мышления – ассоциативность, в силу чего те или иные образовавшиеся представления или понятия способны вызывать в сознании и другие представления и понятия. Обычно в этой связи указывают на три вида ассоциаций: по сходству (по тождеству), по контрасту (по противоположности) и по смежности (по аналогии). Какая из названных ассоциаций будет доминировать в данном случае, зависит от стоящей перед мышлением задачи. Так возникает первичный акт мышления – суждение: A есть B. Таким образом, логическая целенаправленность ассоциативного мышления и выступает как первая характеристика культуры логического мышления.

Заметим, что умение строить правильные суждения развивает такие фундаментальные качества мышления, как его интериоризация и экстериоризация. Под интериоризацией понимается переход от внешнего человеческого действия к внутреннему действию мышления. Например, это может быть перевод внешней, звучащей, речи во внутреннюю, "молчащую". В свою очередь, под экстериоризацией понимается переход от внутреннего действия мышления (задумка) к внешнему человеческому действию (исполнение). Отсюда второй характеристикой логической культуры мышления является "автоматизация" процессов интериоризации и экстериоризации мышления.

Взаимоотношение процессов интериоризации и экстериоризации может быть выражено в виде схемы (см. схему 3):

Схема 3

Таков "механизм" образования фундаментального качества зрелого мышления – понятия. Можно подчеркнуть в этой связи, что человек, владеющий понятием, владеет и самим предметом, отображенным в этом понятии. Но понятия не даются человеку просто в связи с его рождением: их надо создавать для себя, как и любой другой интеллектуальный элемент культуры. Исследования показывают, что процесс выработки понятий в сознании человека есть процесс последовательного движения рефлексивного мышления человека по трем основным ступеням:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи
Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психо ...

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи самореализации личности в спорте и мотивации спортивной деятельности. Описание исследования
Гипотеза исследования включает следующие основные положения: 1. Спортивная деятельность может изучаться как самореализация личности в спорте, которая объективно проявляется в спортивных достижениях, уровень которых выступает условием субъективной удовлетворенности самореализацией. 2. В мотивации спортивной деятельности может быть выделено два типа – индивидуальная и социальная, причем социальн ...