Понятие логической культуры мышления.
Страница 1

Психология » Логика как наука о мышлении » Понятие логической культуры мышления.

Важным мировоззренческим вопросом в учебном курсе логики является также вопрос о логической культуре мышления.

Под логической культурой мышления мы будем понимать способность мышления человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции: умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т.д. [3]

Обобщенное значение формальной логики в системе культуры человечества выразим следующим образом (см. наст. изд., схема 2, стр. 20):

Схема 2

Подобно тому, как человек учится говорить только в контактах с другими людьми, также в контактах с другими людьми он учится и мыслить, ибо жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Чрезвычайно убедительно данная особенность была в свое время представлена в исследованиях А.Р. Лурия,[4] где на обширном этнологическом материале была показана достаточно жесткая зависимость степени развитости логического мышления людей от их социальной логосферы. Однако в реальной действительности надо считаться не только с тем, что "рука учит голову", но и с тем, что "голова учит руку".

Сказанное позволяет подчеркнуть, что логическая культура мышления личности имеет в качестве "первоосновы" объективную логику бытия человека. Бытие же человека многообразно. Рассмотрим это более подробно.

Всякое мышление в основе своей опирается, прежде всего, на знания, и именно знания делают мышление организованным, сбалансированным и определенным. Исходным же условием такого структурирования мышления является прирожденное свойство мышления – ассоциативность, в силу чего те или иные образовавшиеся представления или понятия способны вызывать в сознании и другие представления и понятия. Обычно в этой связи указывают на три вида ассоциаций: по сходству (по тождеству), по контрасту (по противоположности) и по смежности (по аналогии). Какая из названных ассоциаций будет доминировать в данном случае, зависит от стоящей перед мышлением задачи. Так возникает первичный акт мышления – суждение: A есть B. Таким образом, логическая целенаправленность ассоциативного мышления и выступает как первая характеристика культуры логического мышления.

Заметим, что умение строить правильные суждения развивает такие фундаментальные качества мышления, как его интериоризация и экстериоризация. Под интериоризацией понимается переход от внешнего человеческого действия к внутреннему действию мышления. Например, это может быть перевод внешней, звучащей, речи во внутреннюю, "молчащую". В свою очередь, под экстериоризацией понимается переход от внутреннего действия мышления (задумка) к внешнему человеческому действию (исполнение). Отсюда второй характеристикой логической культуры мышления является "автоматизация" процессов интериоризации и экстериоризации мышления.

Взаимоотношение процессов интериоризации и экстериоризации может быть выражено в виде схемы (см. схему 3):

Схема 3

Таков "механизм" образования фундаментального качества зрелого мышления – понятия. Можно подчеркнуть в этой связи, что человек, владеющий понятием, владеет и самим предметом, отображенным в этом понятии. Но понятия не даются человеку просто в связи с его рождением: их надо создавать для себя, как и любой другой интеллектуальный элемент культуры. Исследования показывают, что процесс выработки понятий в сознании человека есть процесс последовательного движения рефлексивного мышления человека по трем основным ступеням:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Психологические особенности личности педагога
То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности ...

Модель активного слушания
1. Поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений); 2. Слушание без оценки идей или поступков; 3. Обобщайте и возвращайте это абоненту, добиваясь ясности (через такое проясне- ние консультант часто помогает клиенту лучше понять его проблему или чувства). Для прояснения сосредоточьтесь на: - Что говорящий сказал? Что он чувствует по этому поводу? - ...

Организация временной перспективы в зависимости от типа личности
Эта тема является одной из самых разработанных по отношению к организации временной перспективы личности. Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени. Существует несколько классифи ...