Понятие логической культуры мышления.
Страница 2

Психология » Логика как наука о мышлении » Понятие логической культуры мышления.

1. Мышление на первой (низшей) ступени сознания еще не в состоянии выделять общие и существенные признаки предметов и явлений, а способно лишь синкретически (нерасчлененно) фиксировать предметы и явления в виде некоторого неоформленного их множества (синкретическое мышление).

2. Мышление на второй ступени сознания приобретает некоторую способность выделять уже некоторые типические признаки предметов и явлений и образовывать своего рода понятия-комплексы, фиксирующие практически важные внешние отношения этих предметов и явлений (ориентационное мышление).

3. Третья ступень в развитии сознания характеризуется тем, что мышление становится способным выделять, абстрагировать и синтезировать в определенные целостные образования общие и существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений (аналитическое мышление).

Если синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах (ориентационное) характерны, как правило, для детей соответственно дошкольного и младшего школьного возраста, то понятийное (логически-аналитическое) мышление становится достоянием человека только с подросткового возраста, примерно от 11-15 лет. Стало быть, весь предшествующий период до указанного возраста мышление человека как бы еще готовится стать мышлением доминантно-понятийным (логическим).

Итак, логическая культура мышления есть культура интеллектуальной интегральной человеческой деятельности, которая на основании объективной способности мышления к образованию ассоциативных связей формирует целенаправленные структуры, характеризующиеся способностью к образованию понятий и субъективным состоянием понимания.

Понимание здесь можно определить как осознанную оценку предмета мышления на основе некоторого образца, стандарта или правила.

Как было отмечено выше, оперирование понятиями и суждениями, умение умозаключать и доказывать, не дается человеку от рождения. Этому приходится учиться. Совокупность знаний, умений и навыков такого рода и образует логическую культуру личности. Но логическая культура не тождественна логической науке. Она богаче ее по содержанию и шире ее по объему, ибо включает в себя все предпосылки логики. Поэтому элементами логической культуры, вообще говоря, могут обладать люди, которые никогда логической теории не изучали. Вместе с тем, также ясно, что логическая культура личности, подкрепленная специальными логическими знаниями, становится культурой более высокого порядка, более сильного влияния как на формирование самой личности человека, так и на совершенствование его профессиональных качеств. От чего же зависит логическая культура личности?

Можно подчеркнуть, что человеку от рождения присуще более интенсивное, нежели у животных, развитие способности к мыслительным процессам.[5] Но действительное развитие интеллекта человека может быть осуществлено лишь в определенной сфере его деятельности, так называемой логосфере, под влиянием которой как раз и складываются необходимые знания, умения и навыки логического мышления, формируется логическая культура человека. Так, логосфера современного общества в значительной мере определяется функционированием средств массовой коммуникации: книг, периодических изданий, теле- и радиопередач и т.д. Именно благодаря этим средствам люди косвенно обучаются навыкам мышления, приучаются воспроизводить различные интеллектуальные операции, переносят внешнюю логосферу вовнутрь себя.

Конечно, данный процесс иначе как стихийным назвать нельзя: совершая разного рода логические действия, люди не анализируют внутренние механизмы этих действий, не задумываются над тем, соответствуют ли они каким-либо законам или рекомендациям. На таком уровне интеллектуальные акты для людей выступают как неосознанные и автоматические. Подобная ситуация обычно характеризуется как интуитивно-оценочная, ибо интуиция никогда по своей сути не в состоянии ответить на вопрос "Почему?". Но интуиция в силу этих, же обстоятельств не имеет и критерия для выбора правильного решения. И здесь уже необходим логический анализ, включающий в себя и оценку ситуации, и принятие мотивированного решения, и выбор оптимального способа его реализации. Такой анализ может осуществляться на разных уровнях, но изначально он осуществляется, как правило, на уровне здравого смысла. Заметим в этой связи, что здравый смысл нередко оказывается достаточным средством для преодоления каких-либо конкретных профессиональных трудностей специалиста. И все же здравый смысл не может принципиально выйти за пределы конкретного материала, тогда как наука логика в каждом эпизоде мышления видит воплощение какой-то общей модели, соответствие или несоответствие универсальным законам (правилам, предписаниям). Здравый смысл, таким образом, вынужден всякий раз как бы заново "изобретать велосипед".

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95]. Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания: — отображение окру ...

Теоретические основы характеристики внимания. Определение внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности. Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или ...

Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко рас­крывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений с необход ...