Понятие логической культуры мышления.Страница 2
1. Мышление на первой (низшей) ступени сознания еще не в состоянии выделять общие и существенные признаки предметов и явлений, а способно лишь синкретически (нерасчлененно) фиксировать предметы и явления в виде некоторого неоформленного их множества (синкретическое мышление).
2. Мышление на второй ступени сознания приобретает некоторую способность выделять уже некоторые типические признаки предметов и явлений и образовывать своего рода понятия-комплексы, фиксирующие практически важные внешние отношения этих предметов и явлений (ориентационное мышление).
3. Третья ступень в развитии сознания характеризуется тем, что мышление становится способным выделять, абстрагировать и синтезировать в определенные целостные образования общие и существенные признаки рассматриваемых предметов и явлений (аналитическое мышление).
Если синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах (ориентационное) характерны, как правило, для детей соответственно дошкольного и младшего школьного возраста, то понятийное (логически-аналитическое) мышление становится достоянием человека только с подросткового возраста, примерно от 11-15 лет. Стало быть, весь предшествующий период до указанного возраста мышление человека как бы еще готовится стать мышлением доминантно-понятийным (логическим).
Итак, логическая культура мышления есть культура интеллектуальной интегральной человеческой деятельности, которая на основании объективной способности мышления к образованию ассоциативных связей формирует целенаправленные структуры, характеризующиеся способностью к образованию понятий и субъективным состоянием понимания.
Понимание здесь можно определить как осознанную оценку предмета мышления на основе некоторого образца, стандарта или правила.
Как было отмечено выше, оперирование понятиями и суждениями, умение умозаключать и доказывать, не дается человеку от рождения. Этому приходится учиться. Совокупность знаний, умений и навыков такого рода и образует логическую культуру личности. Но логическая культура не тождественна логической науке. Она богаче ее по содержанию и шире ее по объему, ибо включает в себя все предпосылки логики. Поэтому элементами логической культуры, вообще говоря, могут обладать люди, которые никогда логической теории не изучали. Вместе с тем, также ясно, что логическая культура личности, подкрепленная специальными логическими знаниями, становится культурой более высокого порядка, более сильного влияния как на формирование самой личности человека, так и на совершенствование его профессиональных качеств. От чего же зависит логическая культура личности?
Можно подчеркнуть, что человеку от рождения присуще более интенсивное, нежели у животных, развитие способности к мыслительным процессам.[5] Но действительное развитие интеллекта человека может быть осуществлено лишь в определенной сфере его деятельности, так называемой логосфере, под влиянием которой как раз и складываются необходимые знания, умения и навыки логического мышления, формируется логическая культура человека. Так, логосфера современного общества в значительной мере определяется функционированием средств массовой коммуникации: книг, периодических изданий, теле- и радиопередач и т.д. Именно благодаря этим средствам люди косвенно обучаются навыкам мышления, приучаются воспроизводить различные интеллектуальные операции, переносят внешнюю логосферу вовнутрь себя.
Конечно, данный процесс иначе как стихийным назвать нельзя: совершая разного рода логические действия, люди не анализируют внутренние механизмы этих действий, не задумываются над тем, соответствуют ли они каким-либо законам или рекомендациям. На таком уровне интеллектуальные акты для людей выступают как неосознанные и автоматические. Подобная ситуация обычно характеризуется как интуитивно-оценочная, ибо интуиция никогда по своей сути не в состоянии ответить на вопрос "Почему?". Но интуиция в силу этих, же обстоятельств не имеет и критерия для выбора правильного решения. И здесь уже необходим логический анализ, включающий в себя и оценку ситуации, и принятие мотивированного решения, и выбор оптимального способа его реализации. Такой анализ может осуществляться на разных уровнях, но изначально он осуществляется, как правило, на уровне здравого смысла. Заметим в этой связи, что здравый смысл нередко оказывается достаточным средством для преодоления каких-либо конкретных профессиональных трудностей специалиста. И все же здравый смысл не может принципиально выйти за пределы конкретного материала, тогда как наука логика в каждом эпизоде мышления видит воплощение какой-то общей модели, соответствие или несоответствие универсальным законам (правилам, предписаниям). Здравый смысл, таким образом, вынужден всякий раз как бы заново "изобретать велосипед".
Другое по теме:
Понятие о формах мышления и логических формах.
Познание представляет собой отражение объективной реальности в сознании человека. Однако это отражение не является зеркальным.
По характеру отражения в процессе познания в общем случае выделяют две ступени, которые тесно связаны между собой: чувственное познание (первая ступень) и абстрактное мышление, или логическое познание (вторая ступень).
Чувственное познание – это познание, в котором дей ...
Этические проблемы в работе психолога.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.
В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже ...
Отклонения в психофизическом развитии
Предмет – изучение процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях.
Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сох ...


