Введение
Страница 1

Если говорить о психотерапевтической помощи при невротических расстройствах, алкоголизме, наркомании, тяжёлых жизненных потрясениях, шизофрении и прочих тяжёлых жизненных обстоятельствах, легко укладывающихся в рамки нашей культуры механистического материализма, то можно сказать, что данные виды психотерапевтического воздействия давно уже стали восприниматься как вполне естественное явление. Но стоит заговорить о психотерапевтической помощи при состояниях духовного кризиса, как мы сразу же попадаем на весьма зыбкую почву. Как можно вообще рассматривать понятие духовного в свете научных психологических концепций? Как метафору или как вполне объективную реальность? Подобных вопросов возникает множество. Ведь вводя в поле действия психотерапевтической практики духовное измерение, мы тем самым вступаем на территорию, традиционно занимаемую религией, мистикой и магией. И одновременно мы подрываем господствующие представления о человеке, как объекте движимом исключительно социально-биологическими стремлениями. Факт существования духовной эволюции, которая ставит под сомнение и разрушает ценности эго, выдвигая свои собственные, совершенно не вписывается в систему взглядов "нормального", человека, единственной реальностью которого является социально обусловленная физическая реальность.

Понятие объективно существующей духовной реальности легко можно поставить под сомнение и все приведённые выше утверждения назвать голословными. В этой работе я попытаюсь собрать и систематизировать часть материала, оспаривающего столь поспешное заключение. С другой стороны я не собираюсь утверждать, что признание существования духовной реальности является абсолютно более истинным, чем её отрицание. Любой феномен можно объяснить с разных позиций. В истинности любого суждения можно усомниться, усомнившись в исходных его предпосылках. Некто утверждает, что он не может жить без любимого. Я могу усомниться в подлинности его любви, прейдя к выводу, о проецировании на реальный объект внутреннего образа, к которому и приковано его либидо. Но моё сомнение, в данном случае, есть результат приверженности определённой теории и веры в достаточную способность к объективной оценке. Можно пойти дальше и продолжить этот ряд сомнений до бесконечности. Поэтому, утверждая объективное существование духовной реальности, которая обуславливает явление духовной эволюции, ведущей к духовному развитию человечества и иногда порождающей тяжёлое состояние духовного кризиса, для своего разрешения требующего мер психотерапевтической помощи я делаю это, руководствуясь чисто прагматическими соображениями – как наиболее удобным подходом к проблеме. В некоторых психотерапевтических школах, некоторые трудности, которые можно считать следствием духовного кризиса, могут решаться и без привлечения понятия возвышенных материй. Например, в транзактном анализе Эрика Берна или телесно ориентированной психотерапии Вильгельма Райха, о которых речь пойдёт в главе 3.

Прежде чем двигаться дальше, необходимо внести ясность в терминологию и определиться с понятиями, образующими тему данной работы.

В настоящее время существует множество психотерапевтических школ. Все они имеют свои взгляды на теорию и практику психотерапии, поэтому ни одно из ее определений ими всеми не принимается. В самом общем виде психотерапия – психологическое воздействие, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих, межличностных проблем и повышение качества жизни [25, С.660].

Как будет рассказано далее, для разрешения духовного кризиса часто применяются различные методы физиологического и иного, не психологического воздействия, используемые для вызывания изменённых состояний сознания. Но в отличии от методов традиционной психиатрии, ставка в них делается на способность психики к интеграции и самоисцелению, а не воздействию на органические процессы. Поэтому, в данной работе, употребляя словосочетание "психотерапевтическая помощь", я имею ввиду меры, направленные на помощь в психической интеграции, личностном росте, приходе к целостности бытия и более полной самореализации.

При её создании в качестве базовых использовались труды Станислава Грофа, трансперсонального психотерапевта, основавшего в её рамках собственный психотерапевтический подход. Основная терминология и классификация, относящаяся к состояниям духовного кризиса, основана именно на них.

Духовный кризис- это критическая ситуация в эволюции сознания. Переход между двумя различными состояниями бытия. По своим описаниям и последствиям его проявления сходны с состояниями духовного преображения, описанными в мистических традициях всего мира. Этот переход часто бывает трудным и пугающим, но обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом [9, С.25-32].

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Биографический экскурс Г. Айзенка
Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenck) родился 4 марта 1916 года в Берлине. Его мать, Рут Вернер, была талантливой актрисой и впоследствии стала звездой немого кино. Отец, Антон Эдвард Айзенк, также был актером и певцом. Впоследствии ученый вспоминал, что "чувствовал очень мало внимания со стороны родителей, которые развелись, когда мне было 4 года, и не испытывали особо горячих чувств ко ...

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...

Характеристики неформальных организаций
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность ...