Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии
Страница 2

Психология » Психология и педогогика » Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии

Диагностические тесты не являются исследовательскими метода­ми, они не открывают каких-либо психических закономерностей, они лишь устанавливают наличие или отсутствие тех или иных личност­ных особенностей у данного человека.

Ряд дополнительных шкал разработан и для обследования лиц с отклоняющимся поведением.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психи­ческих явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными эксперимен­тальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в пси­хологической науке.

Бихевиоризм. Основоположником данного направления является американский ученый Д. Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна зани­маться не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behaveiour – «поведение») заключает­ся в наблюдении над поведением с таким расчетом, что­бы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или ре­зультатом научения – индивидуально приобретенного путем сле­пых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер – последователи Уотсона, – пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными пере­менными» – знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механизмы по аналогии со счетно-решающим уст­ройством ЭВМ, т. е. непсихологически. Тем не менее идеи бихевио­ризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антрополо­гию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гештальтпсихология. Возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте ( от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований элементов проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). Он предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» – это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или Эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению – Танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» – это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоог­раничения личности. Данный слой психики формируется большей ча­стью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характе­ризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что созда­ет невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ас­социаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит, освободиться от них.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме: