Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологииСтраница 1
Предметом психологии является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Под объектом психологии понимается единство трех элементов:
часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.
Формирование психологии. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. и было связано с созданием психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Американский последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927) был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Это диктовалось стремлением «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936), создавшему первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Методы психологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л.Рубинштейн). Система методов объединена наличием общей методологии науки.
Методология психологии реализуется через методологические принципы психологического исследования и требования к построению исследования: метод должен исходить из представления о предмете науки, отражать его специфику, должен быть объективным, соблюдение генетического принципа, необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.
В психологии выделяют четыре группы методов.
I. Организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение: экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
Методами изучения личности являются наблюдение, анализ истории жизни человека, эксперимент, обобщение независимых характеристик и всевозможные тесты. Исследование личности затрудняются наличием системы осознанных и неосознанных защитных механизмов, маскирующих подлинные качества личности. Из многочисленных тестовых методик наиболее применимы методики, связанные с комплексным исследованием характерологических свойств личности.
Другое по теме:
Высокий
6
12,4
-6,4
40,96
3,3
Суммы
31
31
0
c =11,2
В данном случае мы увидели, что при сопоставлении всех полученных эмпирических значений c критерия Пирсона (для низкого, среднего и высокого уровней способности к прогнозированию) с табличным (теоретическим) мы приняли гипотезу на 1%-ом уровне значимости для особенностей связи низкого уровня способ ...
Отношение к деньгам у разных социальных групп
Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах - духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы. Первая ...
Теория одиночества
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.
Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель
, а точнее модели, вкл ...