Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии
Страница 1

Психология » Психология и педогогика » Психология как наука. Основные проблемы и направления в психологии

Предметом психологии является изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. Под объектом психологии понимается единство трех элементов:

часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;

те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;

собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики.

Формирование психологии. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. и было связано с созданием психологических лабораторий и ин­ститутов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедре­нием эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Американский последователь Вундта Э. Титченер (1867-1927) был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией – наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Это диктовалось стремлением «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову (1862-1936), создавшему первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Методы психологии. Каждая наука имеет свой пред­мет и использует определенные ме­тоды, которые позволяют познать за­кономерности изучаемых ею явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л.Рубинштейн). Система методов объединена на­личием общей методологии науки.

Методология психологии реализуется через методологические принципы психологического исследования и требования к построению исследования: метод должен исходить из представления о предмете науки, отражать его специфику, должен быть объективным, соблюдение генетического принципа, необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяют четыре группы методов.

I. Организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (мно­гократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный ме­тод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Иссле­дования такого рода позволяют уста­навливать связи и зависимости меж­ду явлениями разного типа, напри­мер, между физиологическим, пси­хологическим и социальным раз­витием личности).

II группа – эмпирические ме­тоды, включающие: наблюдение и самонаблюдение: эксперименталь­ные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), ана­лиз продуктов деятельности, био­графические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количест­венный (статистический) и качест­венный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане разви­тия с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (устанавли­вает структурные связи между всеми характеристиками личности) ме­тоды.

Методами изучения личности являются наблюдение, анализ ис­тории жизни человека, эксперимент, обобщение независимых харак­теристик и всевозможные тесты. Исследование личности затрудняются наличием системы осознан­ных и неосознанных защитных механизмов, маскирующих подлин­ные качества личности. Из многочисленных тестовых методик наиболее применимы ме­тодики, связанные с комплексным исследованием характерологичес­ких свойств личности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности развития личности в позднем возрасте
В научной литературе широко распространено мнение о заострении или огрубении в старости присущих человеку личностных черт. Так, А.У. Тибилова считает, что характерологические изменения, свойственные нормальному старению, можно рассматривать происходящие за счет продолжения и усиления, присущих людям в более молодом возрасте черт в совокупности с изменениями, привносимыми самим процессом старения ...

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...

Методика
У СУВАГ I аппарата для слуховых упражнений широкая частотная характеристика (0,520000Гц) или низкочастотная харктеристика (0,5 –300, 600, 1000, 2000 Гц) в зависимости от потребностей детей в группе. Преподаватель держит микрофон вблизи губ, чтобы звуковой сигнал был как можно и без шума. Во время групповых сеансов дети, параллельно со слушанием, естественно помогают себе и зрительно, хотя не пр ...