Дети с ОДА. Психологические особенности
Страница 1

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Дети с ОДА. Психологические особенности

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений, а также из скелетных мышц, которые прикрепляются к костям. Образуя систему рычагов, опорно-двигательный аппарат выполняет функции опоры и движения человека в пространстве, перемены положения частей тела. Кости и их соединения являются пассивной частью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, обладающие способностью сокращаться и изменять положение костей, являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность – это биологическая потребность в движении.

Дети с нарушениями ОДА – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно выделяют четыре категории: 1.дети, у которых нарушения ОДА обусловлены органическими поражениями нервной системы: головного мозга (ДЦП, опухоли, травмы…); проводящих путей (паралич рук, кривошея .); спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы); 2. имеющие сочетанные поражения нервной системы и ОДА вследствие родовых травм. 3. имеющие нарушения ОДА при сохранном интеллекте (сколиозы …).

4. имеющие нарушения ОДА наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями.

У большинства детей с ОДА причиной патологии является ДЦП. Эта категория детей является более изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющее число учащихся спец.(корр.) школ 4 вида. Особенности психического развития. Специфические отклонения обусловлены локализацией нарушения, степенью тяжести и временем действия вредоносного фактора. Для детей с ДЦП характерно более позднее созревание функций, по сравнению с нормой. Если коррекционное воздействие происходит на ранних этапах развития ребенка, то легкие нарушения сглаживаются. Структура нарушений познавательной деятельности детей с ДЦП имеет ряд особенностей, основная из которых – это дисгармоничный мозаичный характер нарушения (разнообразие патологии на ранних этапах развития головного мозга, неравномерное созревание клеток мозга). Нарушены также сами процессы головного мозга, что приводит к выраженности астенических проявлений всех психических процессов. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире объясняется вынужденной изоляцией и ограничением контактов со сверстниками и взрослыми, а также затруднениями в познании окружающего мира, ограниченностью предметно-практической деятельности в связи с двигательными и сенсорными расстройствами. При организации адекватной психологической помощи возможен благоприятный прогноз формирования психических функций. Возникающие нарушения координационной деятельности различных анализаторов приводят к невозможности принятия полноценного сигнала из окружающей среды. Ограничения в восприятии влекут за собой ограниченный объем информации (на уровне ощущений). Болевая чувствительность у детей с ДЦП нарушена, порог ее повышен. Вкусовые ощущения близки к норме. Зрительное восприятие в случае отсутствия нейровизуальных нарушений – у 5% - косоглазие, у 25% - различные аномалии зрения (нистагм, птоз, двоение в глазах), у детей с ДЦП нарушены ощущение

Выготский о зонах ближайшего развития.

Л.С. Выготский выдвигает несколько тезисов: 1) Ребенок переживает не сам дефект, но "социальный вывих", к которому дефект приводит. 2) "Социальный вывих" приводит к значительному усложнению структуры дефекта, поскольку на первичные, "ядерные" симптомы у.о. накладываются вторичные, третичные, и т.д., вызванные "выпадением ребенка из культурного окружения, из - питания среды. Таким образом, "воспитуемыми" оказываются высшие функции, а не элементарные, 3) О потенциальных возможностях ребенка с умственной отсталостью нужно судить не по актуальным показателям развития, а па зоне ближайшего развития (ЗБР), по сей причине психометрические методы для диагностики непригодны.4) Арифметическая концепция дефективности (по принципу больше меньше) неправомерна. 5) Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.

Л.С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами . Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.". Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом". Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
С точки зрения подростков, основной причиной одиночества является социальное отторжение. Около 44 % опрошенных старшеклассников ответили, что в их одиночестве виноваты другие люди: родители и друзья. Именно другие не поняли, отвергли, забыли этого человека («некому помочь», «в ссоре с родителями», «родные не понимают», «нет поддержки», «никто не разделяет интересов», «не к кому обратиться в слож ...

Проблемы, возникающие в неполных семьях
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок ...

Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо
В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т.Шибутани (7) дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что чел ...