Дети с ОДА. Психологические особенности
Страница 1

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Дети с ОДА. Психологические особенности

Опорно-двигательный аппарат человека состоит из костей и их соединений, а также из скелетных мышц, которые прикрепляются к костям. Образуя систему рычагов, опорно-двигательный аппарат выполняет функции опоры и движения человека в пространстве, перемены положения частей тела. Кости и их соединения являются пассивной частью опорно-двигательного аппарата. Мышцы, обладающие способностью сокращаться и изменять положение костей, являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность – это биологическая потребность в движении.

Дети с нарушениями ОДА – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно выделяют четыре категории: 1.дети, у которых нарушения ОДА обусловлены органическими поражениями нервной системы: головного мозга (ДЦП, опухоли, травмы…); проводящих путей (паралич рук, кривошея .); спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы); 2. имеющие сочетанные поражения нервной системы и ОДА вследствие родовых травм. 3. имеющие нарушения ОДА при сохранном интеллекте (сколиозы …).

4. имеющие нарушения ОДА наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями.

У большинства детей с ОДА причиной патологии является ДЦП. Эта категория детей является более изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющее число учащихся спец.(корр.) школ 4 вида. Особенности психического развития. Специфические отклонения обусловлены локализацией нарушения, степенью тяжести и временем действия вредоносного фактора. Для детей с ДЦП характерно более позднее созревание функций, по сравнению с нормой. Если коррекционное воздействие происходит на ранних этапах развития ребенка, то легкие нарушения сглаживаются. Структура нарушений познавательной деятельности детей с ДЦП имеет ряд особенностей, основная из которых – это дисгармоничный мозаичный характер нарушения (разнообразие патологии на ранних этапах развития головного мозга, неравномерное созревание клеток мозга). Нарушены также сами процессы головного мозга, что приводит к выраженности астенических проявлений всех психических процессов. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире объясняется вынужденной изоляцией и ограничением контактов со сверстниками и взрослыми, а также затруднениями в познании окружающего мира, ограниченностью предметно-практической деятельности в связи с двигательными и сенсорными расстройствами. При организации адекватной психологической помощи возможен благоприятный прогноз формирования психических функций. Возникающие нарушения координационной деятельности различных анализаторов приводят к невозможности принятия полноценного сигнала из окружающей среды. Ограничения в восприятии влекут за собой ограниченный объем информации (на уровне ощущений). Болевая чувствительность у детей с ДЦП нарушена, порог ее повышен. Вкусовые ощущения близки к норме. Зрительное восприятие в случае отсутствия нейровизуальных нарушений – у 5% - косоглазие, у 25% - различные аномалии зрения (нистагм, птоз, двоение в глазах), у детей с ДЦП нарушены ощущение

Выготский о зонах ближайшего развития.

Л.С. Выготский выдвигает несколько тезисов: 1) Ребенок переживает не сам дефект, но "социальный вывих", к которому дефект приводит. 2) "Социальный вывих" приводит к значительному усложнению структуры дефекта, поскольку на первичные, "ядерные" симптомы у.о. накладываются вторичные, третичные, и т.д., вызванные "выпадением ребенка из культурного окружения, из - питания среды. Таким образом, "воспитуемыми" оказываются высшие функции, а не элементарные, 3) О потенциальных возможностях ребенка с умственной отсталостью нужно судить не по актуальным показателям развития, а па зоне ближайшего развития (ЗБР), по сей причине психометрические методы для диагностики непригодны.4) Арифметическая концепция дефективности (по принципу больше меньше) неправомерна. 5) Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.

Л.С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами . Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.". Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с "социальным вывихом". Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...

Групповая динамика в СПТ
Описанием стадий развития групп занимались целый ряд исследователей, и из этих описаний явствует, что, несмотря на специфичность содержания деятельности отдельных групп, которое значительно различается, направление и процесс развития очень похожи. Другими словами, несмотря на природу группы и теоретическую ориентацию ведущего, имеются некоторые общие тенденции, которые становятся очевидными в бо ...

Естественнонаучные основы психологии
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных и от физиологических, и от тех, которые относились к психологии как к ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабораторной работой физиологов по изучению орга ...