Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в
подростковом возрастеСтраница 1
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтверждения гипотезы нашего исследования все вычисления и расчеты проводились при помощи c -критерия Пирсона. Мы выбрали именно этот критерий, потому что с его помощью можно определить не только наличие связи между признаками, но и установить особенности этой связи. Это значит, что на первом этапе мы сравниваем два эмпирических распределения признака – способность к прогнозированию и интересующие нас агрессивные проявления у подростков (физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм, обида, раздражительность, подозрительность и чувство вины). Таким образом мы определяем, есть ли связь между способностью к прогнозированию и каждым из вышеперечисленных агрессивных проявлений. Далее, на следующем этапе, мы сравниваем эмпирическое распределение каждого из агрессивных проявлений, у которых была выявлена связь со способностью к прогнозированию, с теоретическим равномерным. Причем сравнение нужно проводить для каждого уровня способности к прогнозированию отдельно. Так мы сможем определить, влияет ли уровень способности к прогнозированию на уровень выраженности агрессивных проявлений у подростков, или же выраженность этих агрессивных проявлений распределяется равномерно по всем уровням способности к прогнозированию.
Алгоритм вычисления c -критерия Пирсона:
1. построить таблицу и занести в нее наименования разрядов и соответствующие им эмпирические частоты;
2. рядом с каждой эмпирической частотой внести теоретическую частоту (2.1):
f = (Сумма частот по соответствующей строке) · (Сумма частот по соответствующему столбцу) / Общее количество наблюдений(2.1)
3. подсчитать и занести в таблицу разность между эмпирической и теоретической частотами по каждому разряду;
4. возвести полученную разность по каждому разряду в квадрат и также занести в таблицу;
5. вычислить и занести в таблицу отношение полученного квадрата разности к теоретической частоте по каждому разряду;
6. вычислить сумму полученных отношений по всем разрядам. Полученная сумма и будет значением c -критерия Пирсона (2.2):
c = S ( f - f ) / f , (2.2)
где f - эмпирическая частота признака;
f - теоретическая частота.
7. затем необходимо подсчитать число степеней свободы (2.3):
n=(k-1)·(c-1), (2.3)
где k - количество разрядов признака (строк в таблице эмпирических частот);
c – количество сравниваемых распределений (столбцов в таблице эмпирических частот).
8. после этого находится критическое значение c -критерия Пирсона по таблице в соответствии с количеством степеней свободы [54];
9. на последнем этапе необходимо сравнить критическое (табличное) значение c –критерия Пирсона с эмпирическим, полученным при расчетах, что позволяет нам принять или опровергнуть выдвинутые ранее статистические гипотезы.
Для того, чтобы упростить задачу вычисления c –критерия Пирсона для выявления связи между способностью к прогнозированию и физической агрессией, была построена таблица эмпирических частот и дополнена теоретическими частотами (см. табл. 2.10.).
Таблица 2.10.
Эмпирические и теоретические частоты показателей способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков
Значе
Страницы: 1 2
Другое по теме:Организация временной перспективы в зависимости от типа личности Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная
мотивация трудовой деятельности человека Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у
детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития
памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте |