Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрастеСтраница 7
Нередко дети, фантазируя, отмечает Г.А. Урунтаева, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.
Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер [54].
В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.
В дошкольном возрасте основные особенности воображения заключаются в следующем:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [54].
Исследователи из центра «Развитие» Л.А. Венгера считают, что главная особенность воображения старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отражающие отношения между вещами. Наглядные модели могут выступать в качестве плана создания целостных продуктов воображения, что дает возможность создать произведение реалистичное, законченное [49].
Таким образом, следует отметить, что освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.
Другое по теме:
Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения
подростков на основе ценностных ориентаций
Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детскими объединениями в разных движениях, организациях и союзах для формирования лично и общественно з ...
Принципы построения патопсихологического исследования
Проблема метода в науке не проста и не односложна. С одной стороны, применяемые методы исследования зависят от уровня развития науки, от тех принципиальных положений, теоретических, методологических установок, на которых данная область знаний базируется. Само развитие той или иной области знаний зависит в известной мере от применяемых методов исследования. С другой стороны, экспериментальное исс ...
Карл Густав Юнг: типы личности
Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддае ...


