Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрастеСтраница 7
Нередко дети, фантазируя, отмечает Г.А. Урунтаева, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.
Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер [54].
В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.
В дошкольном возрасте основные особенности воображения заключаются в следующем:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [54].
Исследователи из центра «Развитие» Л.А. Венгера считают, что главная особенность воображения старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отражающие отношения между вещами. Наглядные модели могут выступать в качестве плана создания целостных продуктов воображения, что дает возможность создать произведение реалистичное, законченное [49].
Таким образом, следует отметить, что освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.
Другое по теме:
Сущность стресса и методы управления
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда вы встаете, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность, или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Как отмечает док ...
Управление конфликтами
в обществе
Управление экономическими конфликтамипредполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением и разрешением конфликтов. В зависимости от характера конфликта этот процесс может осуществляться на различном уровне: межгосударственном, государственном, региональном и местном.
Особое место в управлении экономическими конфликтами принадлежит государству, а также различны ...
Психологическая готовность детей 5-6 лет к
школьному обучению
Проблема психологической готовности к школе для психологии не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936г.; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек. Также отечественная детская психология [6,10,12,14,16,21] достигла значительных успехов в изучение возрастных особенностей развития психологической готовности детей, накопила доста ...


