Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Страница 2

Психология » Психолого-педагогические условия развития воображения у детей 5-6 лет » Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте

- Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи. Возможность выбора таких приёмов проявляется не только в подборе адекватных приёмов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создаётся на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляются целостное планирование: ребёнок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как отмечает А.В. Петровский, связано с теми ситуациями, неопределённость которых весьма велика [36].

О.М. Дьяченко также отмечала негативные стороны развития воображения без специального руководства, заключавшиеся в следующем:

- детские страхи. У детей с 4 –5 лет появляются самые различные страхи, дети могут бояться темноты, скелетов, приведений, чертей и т.п. Страхи ребенка – спутники и своего рода показатели его развивающегося воображения.

- уход ребенка в мир фантазий. Уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проиграть «про себя», никак не сопровождая это внешними действиями. Именно поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, идеи, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Если приучать ребенка реализовать задуманное, выражать свои образы, то постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании [18].

В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского, в частности [7].

Важное значение имеют замечания ученого о том, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, о большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С.

Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения.

Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С. Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он также отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Л.С. Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное – из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он, говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные переходные периоды, в частности в детстве, «происходит глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное» [7].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Исследование познавательной сферы личности Елизаветы Л.
Изучение устойчивости внимания (тест "Таблицы Шульте") Стимульный материал: 5 таблиц в 25 клеток (5х5), с цифрами расположенными в таблицах в случайном порядке, цифры от 1 до 25. Задача испытуемого: отыскивать цифры и показывать их в порядке возрастания. Фиксируется время выполнения, затем строиться кривая устойчивости внимания. В данной таблице указано время, затраченное испытуе ...

Специфические особенности групповых методов
Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода. «Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивш ...

Программа исследования
Исследование проводилось среди молодежи, участвующей в ролевом движении, в течении лета 2004 года. Место проведения – полегонные игры, в которых принимали участие ролевики, рекенструкторы и толкиенисты, а также клубы. Исследование проводилось на 50 человеках, 8 анкет, по тем или иным причинам было забраковано. Принимали участие как женщины так и мужчины, в возрасте до 30 лет, при проведении анке ...