Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрастеСтраница 4
Реально при развитом воображении в его символических образах бывают представлены оба типа отношения ребенка к действительности, но часто в разной степени. Важно, что подлинный символический образ позволяет ему адекватно выражать и эмоциональное, и познавательное отношение действительности в продуктах воображения. В этом случае понимание некоторой ситуации, в которой происходит слияние «аффекта и интеллекта», позволяет ребенку найти, построить замещающую ситуацию, где с помощью уже других объектов он творчески воспроизводит свое осмысление реальности. Можно выделить три основных показателя при оценке продуктов воображения, в которых проявляется уровень развития творческих способностей ребенка. В качестве первого выступает структурность продукта воображения. В сочинении это построение текста. В тексте может быть заложена или структура сказки (зачин, основные действия, развязка), или просто нагромождение рядоположенных эпизодов, в рисунке - наличие композиции, в игре – развитие сюжета [6].
Второй показатель – детализация образов воображения, когда ребенок представляет себе не просто некоторую схему событий, но и создает яркие образы героев («А Баба – Яга в избушке сидела. Нос крючком, изо рта только один зуб торчит, волосы лохматые, некрасивая очень»). Третий показатель - оригинальность продуктов воображения, т.е. умение отступить от знакомых стандартов (увиденных фильмов, прочитанных сказок, ответов и рисунков других детей) и создать свое собственное произведение.
Особенности творческого и воссоздающего воображения прослежены в работах В. Синельникова, Л.Б. Соловей, О. Пройслера, Е. Трифоновой, М. Луговых и др.
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отображает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Г.А. Урунтаева указывала, что становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений [54]. Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и др., то есть у ребенка появляется представление через действие.
На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается отсроченное подражание увиденному, что говорит о наличии достаточно сложного представления, об умении действовать на основе сформированного образа.
О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игровым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.
Другое по теме:
Обсуждение результатов, выводы
Таким образом, проанализировав все используемые нами методики, мы пришли к следующим выводам.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находитьс ...
Психологические особенности мотивационной
готовности старших дошкольников
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил (активности) поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом, определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Усиление интереса к мотивации, как к движущей силе человеческого поведения, как стержня личности и смыслоо ...
Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях.
Исходя из особенностей внимания учащихся начальных классов, можно указать и некоторые пути его воспитания.
Большое значение для развития внимания имеют внешние условия, благоприятные для продуктивных учебных занятий ...