Переживание межличностного конфликтаСтраница 1
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха по отношению к другому.
К. Изард, анализируя эмоциональный мир человека, пришел к заключению о существовании базовых эмоций, протекающих в именно как эмоции, а не чувства или комплексы чувств. Многие из этих эмоций являются врожденными. Базовые эмоции, в основном, отрицательные. Из положительных можно назвать интерес и радость. Имеет парадоксальную окраску удивление. Остальные эмоции, проявляющиеся в конфликте и поддерживающие проявляются в негативных переживаниях:[19] страдание – негативное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, которое до этого представлялось более или менее вероятным. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками личности. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, поведением объекта чувства. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации об угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся из-за несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям. Характер эмоции открывается человеку в непосредственном переживании. Каждая из эмоций лежит в основе спектра состояний, различающихся по степени выраженности. К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха. Такая трактовка тревожности не единственная. Многие авторы заостряют внимание на том, что тревожность возникает и производит свою, часто разрушительную работу на организмическом уровне, характеризуют характер тревожного человека как застенчивый или опасливо-боязливый. Кроме того, замечено пристрастие тревожных людей ценить, придавать большое значение и смысл безопасности. Все это наталкивает на соображения, что тревожность, выступая, с одной стороны, эмоциональным процессом, с другой является в качестве черты личности, обусловливающей постоянство «веера» проявления определенного класса эмоций и чувств. Говоря о черте личности, мы имеем в виду «описательную переменную, фиксирующую интегральную диспозиционную стратегию поведения человека».[20] Предполагается, что психическая регуляция совершается на трех уровнях, на которых, собственно, и определена черта: на уровне конституционально обусловленных диспозиций (как правило, это свойства темперамента или нервной системы), на уровне социально обусловленных диспозиций (характер), на уровне самосознания (смыслообразование, категоризация идей). Согласно уровням выделяются классы черт личности: конституциональные, индивидные, личностные. Это означает, что в каждой личностной черте ведущим является тот или иной уровень, не заменяя и не нейтрализуя действия других уровней. Речь идет об уровневой иерархии. Даже в житейском смысле, характеризуя человека, мы подчеркиваем, в основном, эмоциональные параметры его личности: злой, веселый, «тормознутый», взрывной, медлительный и т.д. до бесконечности, имея в виду наиболее часто переживаемые им состояния, закрепившиеся в виде личностных черт. С.Л. Рубинштейн для фиксации таких «эмоциональных постоянных» использует понятие эмоциональности личности. Столь долгое рассуждение необходимо нам для того, чтобы сделать важное для нашего исследование утверждение: в конфликтных взаимоотношениях, являющихся по сути эмоциональными, важны личностные черты, отражающие постоянство эмоциональности человека, т.к. их «сквозная» организация обеспечивает целостную реакцию организма на конфликтные ситуации.
Каждый конфликтующий человек, так или иначе, пытается понять причины конфликта, объяснить его, чтобы защитить себя от эмоциональных разрушений. Это происходит не в силу особенной активности ума или сознания отдельных индивидов, а в силу, прежде всего, работы механизма эмоционального переключения на причину. «Существенные изменения в протекание эмоционального процесса способно внести познание причинной обусловленности непосредственного эмоциогенного воздействия. Одна и та же физическая боль, например, может вызвать досаду, если мы ее причинили сами себе, возмущение – если она была вызвана чьим-то неосторожным движением, гнев – если мы убеждены, что она была доставлена нам по сознательному намерению. Во всех случаях предметом вторичного эмоционального переживания становится причина воздействия, вызвавшего исходное переживание боли».[21] Развитие эмоционального отношения к человеку зависит от представлений о немеренности его действий по отношению к нам. «Определенное влияние на протекание эмоционального процесса оказывает также признание справедливости, оправданности действий .».[22] Но дело в том, что при сильных душевных переживаниях обнаруживается пристрастность мышления. «Пристрастность процессов мышления, неизбежно наступающая в эмоциональном состоянии, проявляется здесь в том, что мысли о намеренности и законности действий на фоне причиняемого этими действиями зла, поглощающего все внимание, представляются не имеющими значения».[23]
Другое по теме:
Психологические подходы к понятию мотивации спортивной деятельности
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Впервые термин "мотивация" употребил в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что ...
Д.В. Менджерицкая (1946)
Она расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых:
во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства;
во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации;
в-третьих, развитие с ...
Виды и процессы памяти
Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении):
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произво ...