Переживание межличностного конфликта
Страница 2

Проявление эмоций в конфликте » Переживание межличностного конфликта

Еще один интересный эмоциональный механизм, несомненно, включается в межличностном конфликте: ответные эмоциональные переживания. В.К. Вилюнас описывает его следующим образом: «В результате переключения .переживаний на целостный образ человека, доставившего нам удовольствие – неудовольствие своим эмоциональным отношением, по отношению к нему возникает «ответное» положительное или отрицательное эмоциональное переживание».[24] Прогрессирующим накоплением взаимообусловливающих «ответных» переживаний объясняются неожиданные негативные «вспышки» в отношениях людей. В.К. Вилюнас считает, что самым эффективным средством предупреждения конфликта служит готовность одной стороны подавлять «ответные» реакции, однако так, чтобы это не выглядело пренебрежением. Эмоциональное переключение через аффективные следы и настроения также играют большую роль в создании «логики чувств», ничего общего не имеющей с формальной логикой. Но, тем не менее, при работе таких механизмов у человека есть свои представления, отдаленно напоминающие причинность. «Способность эмоционального процесса вносить специфические изменения в восприятие субъектом причинных связей действительности обнаруживается в проявлениях, так называемой «логики чувств».[25]

Вероятно, кроме мышления и восприятия, изменения происходят и с прочими познавательными процессами: внимание сосредоточивается на причиняющих боль отношениях, память хранит чрезвычайно яркие конфликтные переживания и т.д. Не продолжая этот ряд, сделаем утверждение, что все познавательные процессы человека настраиваются на конфликтный режим, а эмоциональные процессы обусловливают эту настройку и показывают степень «аварийности» такого режима.

Личность человека в конфликте также настраивается на экстремальный лад. Это выражается в изменениях важнейших личностных образований типа самооценки. Негативные переживания вообще в большой степени свойственны людям с неадекватной самооценкой. Самооценка, являясь ядерным образованием личности, регулирует деятельность и общение человека. При изменениях в самооценке, деятельность либо улучшается по ряду показателей, либо может полностью дезорганизоваться. Всем, наверное, известно, что в состоянии конфликта снижается производительность и эффективность труда, субъективно человек это переживает как нежелание что-либо делать, либо, наоборот, проявляет неэффективную лихорадочную активность.

Мотивационная сфера, видимо, также окрашивается конфликтом. Могут появиться мотивы «переиграть» соперника, «победить» его, «досадить ему»; может появиться установка на сбор информации определенного сорта, например, об оппоненте, его негативных качествах и дурных поступках и т.д.

Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для организма на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.

На основании всего вышеизложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

- Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями;

- Эмоциональные процессы выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую функцию;

- Эмоции обусловливают деятельность и поведение человека;

- Эмоции отражают состояние личности и отношение к окружающему через переживания;

- Главной сферой проявления эмоций является общение;

- Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами;

- В конфликте действуют особые эмоциональные механизмы;

- Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для организма на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные. 2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность). 3. Классификаци ...

Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологическая основы развития памяти и основных мнемических процессов в дошкольном возрасте
«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». По мнению Л. С. Выготского (1930), память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ...

Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу. Этология и физиологические теории Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода ...