Переживание межличностного конфликтаСтраница 2
Еще один интересный эмоциональный механизм, несомненно, включается в межличностном конфликте: ответные эмоциональные переживания. В.К. Вилюнас описывает его следующим образом: «В результате переключения .переживаний на целостный образ человека, доставившего нам удовольствие – неудовольствие своим эмоциональным отношением, по отношению к нему возникает «ответное» положительное или отрицательное эмоциональное переживание».[24] Прогрессирующим накоплением взаимообусловливающих «ответных» переживаний объясняются неожиданные негативные «вспышки» в отношениях людей. В.К. Вилюнас считает, что самым эффективным средством предупреждения конфликта служит готовность одной стороны подавлять «ответные» реакции, однако так, чтобы это не выглядело пренебрежением. Эмоциональное переключение через аффективные следы и настроения также играют большую роль в создании «логики чувств», ничего общего не имеющей с формальной логикой. Но, тем не менее, при работе таких механизмов у человека есть свои представления, отдаленно напоминающие причинность. «Способность эмоционального процесса вносить специфические изменения в восприятие субъектом причинных связей действительности обнаруживается в проявлениях, так называемой «логики чувств».[25]
Вероятно, кроме мышления и восприятия, изменения происходят и с прочими познавательными процессами: внимание сосредоточивается на причиняющих боль отношениях, память хранит чрезвычайно яркие конфликтные переживания и т.д. Не продолжая этот ряд, сделаем утверждение, что все познавательные процессы человека настраиваются на конфликтный режим, а эмоциональные процессы обусловливают эту настройку и показывают степень «аварийности» такого режима.
Личность человека в конфликте также настраивается на экстремальный лад. Это выражается в изменениях важнейших личностных образований типа самооценки. Негативные переживания вообще в большой степени свойственны людям с неадекватной самооценкой. Самооценка, являясь ядерным образованием личности, регулирует деятельность и общение человека. При изменениях в самооценке, деятельность либо улучшается по ряду показателей, либо может полностью дезорганизоваться. Всем, наверное, известно, что в состоянии конфликта снижается производительность и эффективность труда, субъективно человек это переживает как нежелание что-либо делать, либо, наоборот, проявляет неэффективную лихорадочную активность.
Мотивационная сфера, видимо, также окрашивается конфликтом. Могут появиться мотивы «переиграть» соперника, «победить» его, «досадить ему»; может появиться установка на сбор информации определенного сорта, например, об оппоненте, его негативных качествах и дурных поступках и т.д.
Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для организма на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.
На основании всего вышеизложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:
- Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями;
- Эмоциональные процессы выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую функцию;
- Эмоции обусловливают деятельность и поведение человека;
- Эмоции отражают состояние личности и отношение к окружающему через переживания;
- Главной сферой проявления эмоций является общение;
- Характер переживаний человека в межличностном конфликте определяется его эмоциональностью, включающей доминирующий тип реагирования, связанного с устойчивыми личностными чертами;
- В конфликте действуют особые эмоциональные механизмы;
- Вся личность человека, его мотивационные, познавательные процессы, воля начинают функционировать в режиме конфликта. Эмоциональные процессы регулируют эту перестройку и функционирование с точки зрения полезности-вредности для организма на организмическом, социальном и мировоззренческом уровнях.
Другое по теме:
Описание полученных результатов
Наблюдение в период адаптации
Наблюдения и анализ поведения детей раннего возраста в ясельной группе детского сада позволили выявить этапы привыкания ребенка к ДОУ, которые в большинстве случаев проходят все дети, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. По результатам листов наблюдения в период адаптации мы отнесли детей к трем разным группам – легкой, средней и тя ...
Методологические подходы и принципы исследования
Методология
– формулировка систематических и логически-последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании.
Методика
– довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели.
Метод
– способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме.[21]
Наука, прежде всего ...
Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153].
Как показывает опыт повседневного общения, знания, полу ...


