Теория одиночества
Страница 2

Ещё один представитель данного подхода – Зилбург.

Он предлагал различать понятия одиночества и уединённости. Уединённость – это неопределённое постоянное ощущение. Он выделил черты личности, способствующие ощущению одиночества, и проследил причины их развития. Такими чертами выступают нарциссизм, мания величия, враждебность. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества. Он эгоцентричен. Проявляет болезненную скрытость или враждебность (как вовнутрь, так и вовне). Происхождение этих черт берёт своё начало в раннем детстве. Маленький ребёнок испытывает радость быть любимым, вызывать восхищение и одновременно чувствовать собственную слабость. Это и есть зародыш отчуждённости, враждебности и бессильной агрессии другого человека.

Салливан:

Одиночество впервые возникает в подростковом возрасте, когда потребность в близости (действующая на протяжении всей жизни) выражается в потребности в приятеле, друге. Если в связи с отношениями с родителями у ребёнка не сформировались коммуникативные навыки, ребёнок становится неспособным удовлетворить эту потребность в интимности. А такая её фрустрация как раз и ведёт к одиночеству. Испытанное в этом возрасте одиночество часто закрепляется и становится характерным для этого человека чувством. Таким образом, все концепции данного направления определяют одиночество как результат ранних влияний на личностное развитие ребёнка. В определении факторов, ответственных за возникновение одиночества в дальнейшем акцент делается на внутриличностных особенностях (развитие самосознания, характер и т.п.).

Феноменологические концепции одиночества

Роджерс:

Общество вынуждает индивида действовать в соответствии с общественными нормами, идеалами, образцами. Эти влияния чужды «истинному Я» индивида, то есть возникает противоречие между «истинным Я» и «Я в отношении других». Это «Я для других» часто настолько усиливается, что человек утрачивает сохранительные барьеры своего собственного «Я». Тогда индивид считает, что если он не будет выполнять общественные ожидания, то ему будет отказано в контакте со стороны других. Уверенность в том, что их «истинное Я» будет отвергнуто другими, делает людей одинокими. Чтобы избежать этого, такие люди стараются понизить это чувство, играя общественные роли. Но этот путь ведет к отчуждению «истинного Я», потере его и к чувству опустошенности.

Гуманистическое направление

Карл Мустакас

, считает, что одиночество- это творческая сила, возможность встретиться с самим собой. Такая встреча многое дает личности: познание себя, других, возможность по-новому увидеть ситуацию, переоценить ценности, найти смысл собственного существования, действительно понять себя. Это дает возможность вырваться из привычных стандартов поведения, стать собой. Одиночество, которое можно использовать, таким образом, Мустакас назвал истинным одиночеством. Оно проявляется в момент столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, существенные переживания в жизни). Вообще, одиночество имманентно присуще человеческому существованию, только оно не всегда осознается. В те редкие моменты, когда это происходит, надо уметь его продуктивно использовать. Мустакас говорит, что этому можно научиться, преодолев свой страх перед этим состоянием.

Социологические теории

Бауменвысказал идею о том, что источники одиночества в каждой личности лежат вовне, в обществе. На современном этапе ослабевает роль тесных межличностных контактов, отношения все больше деперсонализируются, формализуются. Ослабевают связи в первичной группе, растет семейная лабильность. Люди обособляются от самих себя, не понимают своих собственных желаний. Все это порождает синдром обеспокоенности, к которому добавляется также потребность в постоянном внимании других людей к себе, которая никогда полностью не удовлетворяется. Потребности личности в общении, сопричастности и зависимости, в доверии к другому и со стороны другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитный механизм в виде стремления отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Таким образом, все люди в современном обществе, так или иначе, в большей или меньшей степени невротизированы. Одним из симптомов этого является одиночество. Представители этого направления (а к ним относятся также Рисмен, Дэйтер и др.) утверждают, что одиночество - показатель общества в целом. Оно – продукт социальных сил, то есть его причина лежит вне личности.

Интеракционистические модели (Вейс и другие)

Одиночество, в принципе, нормальная реакция на комбинированное/интерактивное влияние личностного фактора и среды. В соответствии с преобладанием того или иного компонента выделяют:

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Здоровье и танец. Методики и анализ танцетерапии
Техника арабского танца имеет много маленьких секретов. Один из них - выполнение всех элементов в состоянии неги. Хорошая танцовщица имеет текучую пластичность в теле. Каждым движением она лепит свое тело, как будто бы у нее нет костей, а вся она из глины. Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным ...

Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом, мы считаем, что пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [4, c.29]. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной де ...

Основные принципы психологической коррекции
1. Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины ...