Проблема объекта и предмета логики.

Психология » Логика как наука о мышлении » Проблема объекта и предмета логики.

Термин "логика", как гласит предание, впервые был введен в научный обиход древнегреческим философом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). В переводе с древнегреческого слово "логика" означает "разум", "мысль", "смысл", "слово", "закономерность".

В настоящее время термин "логика" применяется как для объяснения процесса мышления, так и для обозначения объективной последовательности в развитии вещей и явлений. И все же логика есть, прежде всего, наука о мышлении, которое представляет собой высшую ступень человеческой духовной деятельности, состоящей как в обобщенном, опосредствованном, активном и целенаправленном отражении действительности, так и в более широком процессе производства идей, представлений и сознания в целом.

Понятое таким образом мышление выступает как объект науки логики. Здесь под объектом понимается все то, на что направлена та или иная, – практическая или теоретическая, – деятельность человека. Иными словами, объектом логики выступает все человеческое мышление в целом.

Но все мышление в целом выступает в качестве объекта и для ряда других наук, таких как психология, языкознание, философия, кибернетика, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия и др. Таким образом, все указанные здесь науки являются тождественными по своему объекту.

Вместе с тем, нетрудно видеть, что названные науки в то же время принципиально различны между собой. Понятием, выступающим характеристикой различия видов человеческой деятельности, является понятие предмета деятельности. Стало быть, указанные выше науки тождественны по своему объекту и различны по своему предмету.

В самом широком смысле человеческое мышление может быть подразделено на практическое и теоретическое, где "практическое мышление" распадается, в свою очередь, на практически-поведенческое и практически-деятельностное, а "теоретическое мышление" – на теоретико-образное и теоретико-понятийное.

Так, практически-деятельностное мышление наиболее присуще людям массовых рабочих профессий, занимающихся материально-конкретным производительным трудом. Практически-поведенческое мышление более присуще людям так называемых "операторных профессий", сущность труда которых сводится главным образом к принятию конкретно-оперативных решений и отдаче команд на их исполнение. Теоретико-образное мышление есть мышление конструктивно-художественного плана и присуще преимущественно людям искусства: писателям, артистам, художникам. И, наконец, теоретико-понятийное мышление есть мышление аналитически-исследовательское, целью которого и является как раз определенное отношение к истине, что и выделяет тот аспект мышления, который является как раз областью приложения логики.

Сказанное, конечно, не означает, что другие, названные здесь, области мышления "не логичны". Нет, они тоже "логичны", но "логичны" именно в том смысле, что в силу целостности самого процесса мышления так или иначе "пронизаны" понятийным мышлением. Иными словами, целостное человеческое мышление настолько логично, насколько оно понятийно, и настолько нелогично, – а точнее, в нелогично, – насколько оно не понятийно.

Как видим, разделение мышления на практическое и теоретическое весьма условно и состоит лишь в том, что деятельность практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как деятельность теоретического мышления направлена, в основном, на нахождение общих закономерностей бытия и мышления.[1]

Итак, к предмету логики относится та сторона человеческого мышления, которая ответственна как раз за истинность результатов мышления.

После выяснения вопроса об объекте и предмете логики перейдем к вопросу о формах познания и формах мышления.

Другое по теме:

Асинхрония развития
Современная «классификация психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра», МКБ-10, 1992 принятой Всемирной организацией здравоохранения и действующей в настоящее время. Она относится к классу эмпирических и содержит несколько разделов. I. - УО, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточ ...

Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать ...

Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте
Последний этап эмпирического изучения является аналитическим. Он направлен на подведение итогов исследования и более открытое описание выводов по проделанной эмпирической работе. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. ...