Проблема объекта и предмета логики.

Психология » Логика как наука о мышлении » Проблема объекта и предмета логики.

Термин "логика", как гласит предание, впервые был введен в научный обиход древнегреческим философом Демокритом (460-370 гг. до н.э.). В переводе с древнегреческого слово "логика" означает "разум", "мысль", "смысл", "слово", "закономерность".

В настоящее время термин "логика" применяется как для объяснения процесса мышления, так и для обозначения объективной последовательности в развитии вещей и явлений. И все же логика есть, прежде всего, наука о мышлении, которое представляет собой высшую ступень человеческой духовной деятельности, состоящей как в обобщенном, опосредствованном, активном и целенаправленном отражении действительности, так и в более широком процессе производства идей, представлений и сознания в целом.

Понятое таким образом мышление выступает как объект науки логики. Здесь под объектом понимается все то, на что направлена та или иная, – практическая или теоретическая, – деятельность человека. Иными словами, объектом логики выступает все человеческое мышление в целом.

Но все мышление в целом выступает в качестве объекта и для ряда других наук, таких как психология, языкознание, философия, кибернетика, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия и др. Таким образом, все указанные здесь науки являются тождественными по своему объекту.

Вместе с тем, нетрудно видеть, что названные науки в то же время принципиально различны между собой. Понятием, выступающим характеристикой различия видов человеческой деятельности, является понятие предмета деятельности. Стало быть, указанные выше науки тождественны по своему объекту и различны по своему предмету.

В самом широком смысле человеческое мышление может быть подразделено на практическое и теоретическое, где "практическое мышление" распадается, в свою очередь, на практически-поведенческое и практически-деятельностное, а "теоретическое мышление" – на теоретико-образное и теоретико-понятийное.

Так, практически-деятельностное мышление наиболее присуще людям массовых рабочих профессий, занимающихся материально-конкретным производительным трудом. Практически-поведенческое мышление более присуще людям так называемых "операторных профессий", сущность труда которых сводится главным образом к принятию конкретно-оперативных решений и отдаче команд на их исполнение. Теоретико-образное мышление есть мышление конструктивно-художественного плана и присуще преимущественно людям искусства: писателям, артистам, художникам. И, наконец, теоретико-понятийное мышление есть мышление аналитически-исследовательское, целью которого и является как раз определенное отношение к истине, что и выделяет тот аспект мышления, который является как раз областью приложения логики.

Сказанное, конечно, не означает, что другие, названные здесь, области мышления "не логичны". Нет, они тоже "логичны", но "логичны" именно в том смысле, что в силу целостности самого процесса мышления так или иначе "пронизаны" понятийным мышлением. Иными словами, целостное человеческое мышление настолько логично, насколько оно понятийно, и настолько нелогично, – а точнее, в нелогично, – насколько оно не понятийно.

Как видим, разделение мышления на практическое и теоретическое весьма условно и состоит лишь в том, что деятельность практического мышления в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как деятельность теоретического мышления направлена, в основном, на нахождение общих закономерностей бытия и мышления.[1]

Итак, к предмету логики относится та сторона человеческого мышления, которая ответственна как раз за истинность результатов мышления.

После выяснения вопроса об объекте и предмете логики перейдем к вопросу о формах познания и формах мышления.

Другое по теме:

Специфические особенности групповых методов
Как у любого научного метода, у активных групповых методов обучения есть как противники, так и сторонники. Ниже приведено высказывание о преимуществах групповой формы работы К. Рудестама, который несомненно является сторонником этого метода. «Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивш ...

Экспериментальное изучение развития внимания в психолого-педагогических условиях у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Задачи, методы и организация исследования
Практическая часть состояла в организации и проведении экспериментального исследования по изучению развития внимания у детей старшего школьного возраста с разным уровнем речевого развития. В ходе теоретического изучения проблемы развития внимания в психолого-педагогических условиях у дошкольников была выдвинута гипотеза: уровень развития внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением ...

Игрушка в психосексуальном развитии ребенка (Развитие функций игрушки)
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут нечто ...