Структура и основное содержание диссертации. Теоретические
основания решения проблемыСтраница 2
- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.
Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.
В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к рождению и воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; коллегами по классу и членами неформальных объединений.
Следовательно, к социально-педагогическим причинам мы относим:
– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;
– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;
– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;
– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;
– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;
– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.
Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Педагогическим ядром социализации являются ценностные ориентации подростка. Все нормы и ценности черпаются молодёжью из социокультурного пространства. Важным этапом становления подростка как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определённом уровне делает систему костной, сложно поддающийся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает подросткам достигнуть определённой социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.
Формирования ценностных ориентаций имеет три важных аспекта:
– формирования многосторонней ценностной ориентации;
– формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе мировоззренческих принципов;
– формирования у подростков социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности, является её структурным компонентом, а следовательно, связано с поведенческими реакциями на определённые ситуации. Своеобразное сочетание ценностных ориентаций составляет уникальный внутренний мир человека, является основой его неповторимой индивидуальности. Искажённые ценностные ориентации являются следствием асоциального опыта личности и неразвитости определённых сфер.
Сложная природа ценностей приводит к различным основаниям классификации. М. Рокич выделил в познании терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности. Две группы ценностей выделил В.П. Тугаринов: ценности жизни (жизнь, здоровье, радость жизни, общение с людьми); ценности культуры: материальные (техника, жилище, пища, одежда); социально-политические (мир, безопасность, общественный порядок, свобода); духовные (наука, искусство, образование), реальные и потенциальные (В. Момов, В.Г. Алексеев). Социологи рассматривают ценности как нормативы, регуляторы деятельности. В соответствии с таким подходом их классифицируют на ценности-нормы, ценности-средства, ценности-идеалы, ценности-цели.
Другое по теме:
Психологические феномены депрессии
1. Раздражение, вызываемое депрессивным переживанием, заторможенность мышления.
Человек, переживающий депрессию может утратить чувство вкуса отдельных блюд. То, что раньше доставляло удовольствие теперь может отталкивать.
2. Измененное восприятие своего тела – тяжесть и оцепенение.
Человек воспринимает свое жизненное пространство как сузившееся, собственное тело может восприниматься как пуста ...
Структура и основное содержание диссертации. Теоретические
основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет того, как в разное время ученые относились к проблеме асоциального поведения подростков. Мы пришли к выводу, что решение проблемы предупреждения и преодоления а ...
Программы построения психологии как самостоятельной
науки
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других.
Когда время приспело, говорил Гёте, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и ...