Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Страница 2

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы

- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.

Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.

В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к рождению и воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; коллегами по классу и членами неформальных объединений.

Следовательно, к социально-педагогическим причинам мы относим:

– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;

– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;

– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;

– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;

– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;

– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.

Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Педагогическим ядром социализации являются ценностные ориентации подростка. Все нормы и ценности черпаются молодёжью из социокультурного пространства. Важным этапом становления подростка как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определённом уровне делает систему костной, сложно поддающийся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает подросткам достигнуть определённой социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.

Формирования ценностных ориентаций имеет три важных аспекта:

– формирования многосторонней ценностной ориентации;

– формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе мировоззренческих принципов;

– формирования у подростков социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности, является её структурным компонентом, а следовательно, связано с поведенческими реакциями на определённые ситуации. Своеобразное сочетание ценностных ориентаций составляет уникальный внутренний мир человека, является основой его неповторимой индивидуальности. Искажённые ценностные ориентации являются следствием асоциального опыта личности и неразвитости определённых сфер.

Сложная природа ценностей приводит к различным основаниям классификации. М. Рокич выделил в познании терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности. Две группы ценностей выделил В.П. Тугаринов: ценности жизни (жизнь, здоровье, радость жизни, общение с людьми); ценности культуры: материальные (техника, жилище, пища, одежда); социально-политические (мир, безопасность, общественный порядок, свобода); духовные (наука, искусство, образование), реальные и потенциальные (В. Момов, В.Г. Алексеев). Социологи рассматривают ценности как нормативы, регуляторы деятельности. В соответствии с таким подходом их классифицируют на ценности-нормы, ценности-средства, ценности-идеалы, ценности-цели.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Выводы
1. При помощи методики "Прогностическая задача" было установлено, что из 90 протестированных подростков 28 ( 31,1%) имеют высокий, 31 (34,45%) низкий и 31 (34,45%) средний уровни способности к прогнозированию. 2. При помощи опросника агрессивных реакций Басса-Дарки было выявлено, что 35 (38,89 %) из 90 исследуемых подростков имеют низкий уровень физической агрессии, 29 (32,2 %) подрос ...

Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами. Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу. Мы счит ...

Структура нарушенного развития
Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства осн. Закономерностей, как в случаях норм., так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все осн. Его свойства и признаки. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения этого процесса носят не случайный характер, а также имеют сво ...