Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы
Страница 2

Психология » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Структура и основное содержание диссертации. Теоретические основания решения проблемы

- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.

Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.

В социально-педагогическом плане управление социализацией личности зависит от взаимодействия подростка с членами семьи и, в особенности, с родителями, когда нравственная неподготовленность родителей к рождению и воспитанию детей ведет к «трудности» в поведении подростков и их отношениях с другими; с коллективом педагогов, с классным руководителем; коллегами по классу и членами неформальных объединений.

Следовательно, к социально-педагогическим причинам мы относим:

– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;

– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;

– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;

– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;

– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;

– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.

Таким образом, все причины имеют социальный аспект. Педагогическим ядром социализации являются ценностные ориентации подростка. Все нормы и ценности черпаются молодёжью из социокультурного пространства. Важным этапом становления подростка как личности является ознакомление с моральными устоями общества. Система ценностей формируется поэтапно и приобретается через процессы идентификации, интернализации и подкрепления. Проходя все стадии, учащийся формирует свою иерархию ценностных ориентаций, которая преобразуется в систему, укрепляется в сознании, способствует быстрому переходу к взрослости, формирует зрелое отношение к окружающим и себе, иначе задержка на определённом уровне делает систему костной, сложно поддающийся коррекции. Включение в структуру личности ценностных ориентаций помогает подросткам достигнуть определённой социальной гармонии, адаптироваться к системе общественных требований.

Формирования ценностных ориентаций имеет три важных аспекта:

– формирования многосторонней ценностной ориентации;

– формирование опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе мировоззренческих принципов;

– формирования у подростков социально-ценностных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видов деятельности.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности, является её структурным компонентом, а следовательно, связано с поведенческими реакциями на определённые ситуации. Своеобразное сочетание ценностных ориентаций составляет уникальный внутренний мир человека, является основой его неповторимой индивидуальности. Искажённые ценностные ориентации являются следствием асоциального опыта личности и неразвитости определённых сфер.

Сложная природа ценностей приводит к различным основаниям классификации. М. Рокич выделил в познании терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности. Две группы ценностей выделил В.П. Тугаринов: ценности жизни (жизнь, здоровье, радость жизни, общение с людьми); ценности культуры: материальные (техника, жилище, пища, одежда); социально-политические (мир, безопасность, общественный порядок, свобода); духовные (наука, искусство, образование), реальные и потенциальные (В. Момов, В.Г. Алексеев). Социологи рассматривают ценности как нормативы, регуляторы деятельности. В соответствии с таким подходом их классифицируют на ценности-нормы, ценности-средства, ценности-идеалы, ценности-цели.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Методы противостояния проникновению отрицательной энергии другого человека
1. Не раздражаться. Проникновение чужой отрицательной энергии происходит прежде всего тогда, когда образуется брешь в защищающем нас экране. Раздражение и есть открытый канал для проникновения энергии извне. Особенно им любят пользоваться "вампиры". Подсознательная и сознательная "работа" "вампира" по хищению чужой энергии достигает своей цели только тогда, когда ег ...

Д.В. Менджерицкая (1946)
Она расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие с ...

К.Г.Юнг
Карл Густав Юнг (1875-1961) вошёл в историю как человек, обогативший науки о человеке множеством ценных идей и методов. В свете данной работы важнейшим представляется то, что он расширил область непосредственных переживаний человеческого опыта за пределы индивидуальных биографических границ и серьёзно подошёл к духовным моментам человеческой жизни как важнейшим факторам душевного здоровья. Введ ...